Конспект урока литературы "Отражение событий 1812 года в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"; 5 класс


Тема урока « Отражение событий 1812 года в басне И.А. Крылова «Волк на псарне».

Цель: познакомить с басней «Волк на псарне», ее особенностями, героями; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование  интереса к классической литературе,  развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;                        

Предметные: освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте; развитие навыков  выразительного чтения басни; формирование коммуникативной компетенции.

Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения; искать и выделять необходимую информацию.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация.

1. Определение темы, цели. Постановка проблемы.

 Наша  цель - познакомиться с новой басней И. А. Крылова  «Волк на псарне»; продолжить развитие  умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Актуализация знаний.

1. Теория- басня, мораль, аллегория.

 2. Словарная работа. Определение лексического значения слов: овчарня, псарня, хлев, псари, ловчий, дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой.

Овчарня-  с.-х. хлев, загон для овец. Псарня - Помещение для собак (преимущественно охотничьих). Дубьё -   Палки, дубинки, употр. в старину как оружие.

Хлев - крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные

Расчесться - То же, что рассчитаться. Псари - чернорабочие при псовой охоте.

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).

Сват - так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.

Кум - крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).

Лад  - согласие, мир, стройность, порядок)

Не  делать мировой - заключить мир, помириться. Ахти – ах – выражение тревоги

Натура – характер человека. Долой – прочь, вон

Беседа по вопросам.

1. Есть ли в басне сюжет? Расскажите . (Сюжет басни рассказывает один из учеников)

Давайте проверим, правильно ли был понят сюжет. ( Прослушивание аудиозаписи басни Крылова )

2. Понравилось ли чтение? Почему?

Анализ басни. (сопровождается показом слайдов – иллюстраций к басне)

1. Из-за чего поднялся переполох на псарне? Какими словами рисует автор переполох? (Использование глаголов, передающих яркую картину общей тревоги на псарне.)

2. Весь двор поднялся. Что это значит? (Псы залились, рвутся на драку, псари кричат, бегут: иной с дубьем, иной с ружьем. «Огня! — кричат.— Огня!»)

3. Как же ведет себя Волк, оказавшись в непростой ситуации? Что говорит? ( прочитайте, прокомментируйте. Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет. Речь льстивая, заискивающая, лицемерная)

4. Совпадают ли чувства Волка и его речь?(Волк притворяется. Притворство вызвано страхом, желанием спасти свою жизнь)

5. Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? Что он говорит?  (Он ему не верит)

6. Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни?   (Волк — злобный хищник., Обычно он легко и безнаказанно расправляется с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, он изворачивается, хитрит)).

7. Каким изображен Ловчий в басне? (Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Он конкретен, строг, поэтому ему принадлежат не только финальные слова, но и мораль басни. Ловчий не доверяет Волку, потому что не раз с ним сталкивался. Находит мудрое решение против хитрости волка: с волками иначе не делать мировой…»

Работа в парах.

Разделите страницу на две части и выпишите из текста слова из текста, словосочетания, прилагательные, характеризующие Волка и Ловчего. (Чтение характеристики героев, высказывание своего отношения к ним. Слушая ответы, дополняем записи в тетради. )

8. Какова мораль басни? ( Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, какую бы шкуру он не надел)

9. Почему Волк изображен художником в таком необычном наряде? (Сайд презентации)

(Рассказ подготовленного заранее ученика. Эта басня посвящена конкретному историческому событию – Отечественной войне 1812 года. Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель, он стал говорить о мире. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова с предложением мирных переговоров, чтобы, «положить предел несогласию между двумя великими народами». Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего народа». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне»).

10. Вы, наверное, уже догадались, кто же «спрятался» в басне И.А. Крылова «Волк на псарне» за образами Ловчего и Волка?( Ответы. .Когда басня вышла в свет, все узнали в мудром, седом Ловчем - Кутузове, а в лицемерном Волке — Наполеоне.

11. Был ли знаком Кутузов с басней Крылова?

(Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию в знак уважения писателя к мудрому полководцу. Очевидцы рассказывали, что однажды после сражения Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура» !)

 

Выразительное чтение басни даст возможность увидеть, насколько вы смогли понять замысел великого баснописца. Какие правила нужно соблюдать при прочтении литературных текстов? Как называются эти правила? (Ответы детей, слайд правила выразительного чтения)

Конкурс на лучшее чтение басни по ролям.

 Рефлексия. Продолжите фразу:

- Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» - это размышление о….

- Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» заставила меня задуматься о….

Домашнее задание: выразительное чтение басни наизусть


 


Полный текст материала Конспект урока литературы "Отражение событий 1812 года в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Русецкая Валентина Васильевна  Публикатор
06.03.2020 0 212 30

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0