I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Стадия вызова.
|
Мотивирует детей на деятельность:
- Ребята, послушайте стихотворение Н. Зиновьева, скажите о каком писателе идет речь?
Читает стихотворение Н. Зиновьева «Тарханы»:
Печально-зелёным раздольем звеня,
Тарханы всплывают средь белого дня.
Там храбрый невольник великой судьбы,
причина печали — в минутах ходьбы.
Вот храм у дороги. Ограды овал.
Он словно их только что нарисовал.
И эту сейчас разорвёт акварель
чужое, нерусское слово — дуэль!
- Как вы догадались?
- Сегодня на уроке мы будем обращаться к ресурсам сайта «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина». Перейдем по ссылке и рассмотрим автопортрет поэта.
|
Подготовка обучающихся к работе.
Анализируют содержание стихотворения, соотносят его с иллюстрацией на слайде, выдвигают предположения о писателе:
- В стихотворении Н. Зиновьева речь идет о М. Ю. Лермонтове.
Приводят доказательства.
В презентации (слайд №2) переходят по ссылке, рассматривают автопортрет поэта.
|
Слайд №2
Страница сайта Президентской библиотеки
https://www.prlib.ru/item/316535
|
Л: адекватная мотивация к учебной деятельности, формирование ценностного отношения к художественному слову.
Р: умение организовать рабочее место.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Проверка Д/З. Целеполагание. Актуализация знаний.
II Стадия осмысления
III Рефлексия
Домашнее задание
|
- Повторить дома биографию поэта вам также помог электронный источник сайта «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина». Проверим знания биографии поэта, разгадав кроссворд. (ПРИЛОЖЕНИЕ1)
Ключевое (выделенное) слово поможет назвать царя, эпоху которого мы будем рассматривать на уроке.
- Самопроверка. Какое ключевое слово у вас получилось?
- Назовите царя, эпоху которого мы будем рассматривать на уроке.
- Назовите произведение М.Ю. Лермонтова, одним из героев которого является Царь – Иван Грозный, с.141 учебник. (Дома учащиеся читали первую главу «Песни…)
- Запишем тему урока.
- Прочитаем вступление «Песни…», с.141-142 учебник. Что оно вам напоминает?
- Но на самом деле эпоха Ивана Грозного – тяжелое время в жизни народа. Обратимся к иллюстрации В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Опишите, каким предстает перед нами Иван Грозный.
- Также образ Ивана Грозного запечатлен в скульптуре. Перейдем по ссылке, (Слайд №5) рассмотрим скульптуру Ивана Грозного, созданную скульптуром М. Антопольским.
- Каким запечатлел скульптур царя?
- Перейдем по следующей ссылке (слайд №5). Назовите исторический источник, к которому мы обратимся.
- Обратимся к историческому документу «История государства Российского» Н. М. Карамзина, с.82. Самостоятельно прочитайте описание внешности царя.
- Сделайте вывод.
- Обратимся к страницам тома 9 - 439-441 данного исторического документа. Ответим на вопрос: Какое же главное свойство натуры Грозного подчеркнул Н. М. Карамзин? В паре заполните кластер (Приложение 2)
-Каким предстаёт перед нами Иван Грозный в «Песне…» М. Лермонтова? Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы создать его образ?
- Всем ли царь повелевает поднести свой золочёный ковш с вином?
- Перейдем по ссылке (Слайд №6), рассмотрим иллюстрацию В.М. Васнецова к «Песне…». Выразительно прочитаем отрывок «Песни…». Предположите, кто такие опричники?
- Перейдем по следующей ссылке (Слайд №6). Как называется источник?
- В словаре Даля найдем определение опричнины. Прочитаем.
- Перейдем по следующей ссылке (Слайд №6). Обратимся к отрывку исторического документа Н. М. Карамзина «История государства Российского», с. 83-84, 9 том. Самостоятельно прочитайте. Назовите особенности опричнины.
- Обратимся к тексту «Песни…», 1 гл., докажите, что опричники – особое привилегированнее сословие.
- Почему вдруг разгневался Иван Грозный?
- В чём подозревает он его? Чем грозит?
- Каким же мы видим на пиру Ивана Грозного?
- Что же послужило исторической основой «Песни про Царя Ивана Васильевича…» М. Лермонтова?
- В рабочих тетрадях составьте синквейн на тему «Иван Грозный».
- Выбрав одну из предложенных фраз на слайде, закончите предложение.
Предлагает выбрать домашнее задание:
-
Выразительное чтение «Песни про Царя Ивана Васильевича…».
-
На сайте «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина» найти дополнительный материал об эпохе Ивана Грозного.
-
Письменное рассуждение: «Настоящий герой «Песни…» кто он?»
Учитель, комментируя работу учащихся, выставляет оценки за урок.
|
В паре разгадывают кроссворд на заготовленных карточках.
Проверяют с помощью слайда №4 презентации. Называют ключевое слово.
- Урок будет посвящен эпохе Ивана Грозного.
- Это произведение называется «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Записывают тему урока: «Историческая основа «Песни про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова»
Читают вступление.
- Вступление к «Песне…» напоминает сказку.
Рассматривают портрет.
Описывают внешность Ивана Грозного.
Переходят по ссылке, рассматривают скульптуру Ивана Грозного скульптура М. Антопольского. Высказывают свои впечатления.
Отвечают на вопросы, делают вывод, что царь представлен суровым, грозным,
- Исторический источник называется «Сочинения Карамзина. История государства Российского», т.9-10.
Самостоятельно зачитывают описание внешности царя.
Делают вывод.
Самостоятельно читают.
Делают вывод:
-В Иване Грозном совмещались: милосердие и жестокость; разум и поступки дикаря; хвастовство правосудием и расправа над подданными. (Ответ представляют в виде кластера)
- Царь предстает перед нами великим. Эпитеты: грозный, очи зоркие, слово грозное. Сравнения: автор сравнивает царя с солнцем красным, но настроение царское очень переменчиво. Часто "тучки синие" набегают на "солнце красное".
- Золоченый ковш с вином царь повелевает поднести только опричникам.
Переходят по ссылке, с.116.
- Глядя на иллюстрацию, можно предположить, что опричники входили в царское окружение. Одежда на герое богатая, сидит он за царским столом.
- Источник называется «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Читают определение.
-Опричники – это особенные телохранители (царская тысяча); царь давал им поместья в разных городах; это были князья, дворяне, боярские дети; опричнина – отдельная собственность царя, все остальное – государство – земщина.
- «…Не истерся ли твой парчевой кафтан? Не измялась ли шапка соболиная? Не казна ли у тебя поистратилась?...»
- Царь разгневался, так как его любимец Кирибеевич остался равнодушным к его угощению.
- Иван Грозный подозревает Кирибеевича вчёрной зависти и измене. Грозит ему карой.
- Иван Грозный - сложная, противоречивая натура. Он грозен, величав, подозрителен, мнителен, очень изменчив в настроении.
- Исторической основой «Песни…» М.Ю. Лермонтова послужила непростая эпоха Ивана Грозного.
Составляют синквейн.
Выбирают начало фразы, составляют предложение.
Выбирают домашнее задание.
|
Кроссворд создан по материалам сайта https://www.prlib.ru/item/342887
Учебник литературы, с.141-142
(Слайд №5)
https://www.prlib.ru/item/413742
Переходят по ссылке https://www.prlib.ru/item/450996, с.82.
https://www.prlib.ru/item/450996, с. 439-441 (читают основные моменты)
Учебник, с.141-145.
Учебник, с.142-143.
https://www.prlib.ru/item/342887
С. 116
https://www.prlib.ru/item/457655
с. 1773-1774
https://www.prlib.ru/item/450996,
с.83-84
Учебник, с.141-145.
Слайд № 7
Карточки с домашним заданием
|
П: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, учебную проблему, умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав. операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Л: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
К: умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Доносить свою позицию до других.
П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, умение наблюдать за языковым материалом.
П: участвуя в совместной деятельности, находят ответ на вопрос
Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, обнаруживать и формулировать учебную проблему, контроль, самоконтроль.
К: воспитывать умение слушать, контролировать действия партнера, извлекать пользу из опыта одноклассников, вступать в диалог.
П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав.операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Л: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
П: уметь делать выводы, рефлексия
Л: смыслообразование
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|