Екатерина Мрачковская, 31.10.2018 0

Семь простых игр на развитие речи детей 2-4 лет


Продолжаем раскрывать игры для неречевых детей на раннем этапе работы. И сегодня мы разберем сразу две игры: «Кто это?» и «Кто где живет?» потому что они между собой взаимосвязаны, но в тоже время я разделяю их на отдельные игры.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Игра «Кто это?»

Игра предусматривает развитие пассивного словаря (то, что ребенок сказать не может, но может показать или дать) и активного словаря — то, что он может назвать.

Начинать лучше:

  • с домашних животных (корова/бык, собака/пес, свинья, овца, лошадь/конь, кошка/кот, коза) и их детенышей;
  • диких животных (заяц/зайка, волк, лиса, белка, ёж);
  • домашних птиц ( петух, курица, утка, гусь) и их птенцов;
  • диких птиц (сова).

Обратите внимание, что детеныши на начальном этапе работы вводятся только у домашних животных и птиц, детеныши диких животных можно ввести чуть позже. Это связано с тем, что детенышей домашних животных и птенцов домашних птиц намного чаще можно встретить вживую, особенно котят, щенят, цыплят, утят. Что для неречевых детей это может быть важно.

Суть игры заключается в том, что взрослый сначала сам называет ребенку животное или птицу, выкладывая в ряд или показывая на картинке. А потом просит ребенка показать или подать, а если у ребенка речь началась, то и назвать.

Для стимуляции речи можно поиграть в прятки. Взрослый прячет животное/птицу, а ребенок должен угадать, кто там? Не обязательно прятать так, чтобы ребенок не видел. Для начала можно спрятать прямо при ребенке. Если речи еще нет, то выдать ребенку повторные карточки (или фигурки), и пусть он показывает то животное, которое спряталось. Можно давать подсказки: «У нее рога, она говорит: «Мууу!». Если ребенок не догадывается, взрослый открывает животное и называет его. Эта игра плавно переходит в следующую игру.

Игра «Кто где живет?»

Так как мы начинали с домашних и диких животных и птиц, вот и разделим их, на тех, кто живет в лесу и тех, кто живет дома. Рекомендую сначала использовать только животных. А птиц уже при успешном запоминании, какие животные живут в лесу, а какие дома? Далее, расширяем знания уточняя, где конкретно в лесу (дупло, нора, кустик и др.) и дома (будка, сарай, стойло и др.)

Можно соединить игру «Построим домики» и «Кто где живет?». Ребенок с помощью взрослого или самостоятельно строит домики, а потом расселяет животных по домикам. Для этой игры актуально иметь резиновые или пластмассовые фигурки животных. А если построить еще и елочки (из счетных палочек), то можно расселить животных в лес и по домикам.

Если домики разноцветные, можно работать по изучению, закреплению названий цветов. Взрослый говорит: «Корова живет в красном доме. Лошадка живет в зеленом доме и т.д.»

Можно даже играть в небылицы, чтобы ребенок мог, исправлять, даже если у него не хватает речевой активности объяснить. Например, собака в лесу, а лиса в будке. Нет, это не правильно! И исправляет.

Главное в этих играх — это систематичность и готовность взрослого перестроится под ход игры ребенка, в тоже время мягко направляя его в нужном направлении.

Игра «Кто что ест»

Это простые игры. Первая игра основывается на знаниях ребенка о питании домашних и диких животных.

На начальном этапе используются следующие пары

  • Корова ест траву.
  • Коза ест траву.
  • Лошадь ест траву.
  • Овечка ест траву.
  • Кошка ест мясо, рыбу.
  • Собака грызет кость.
  • Медведь ест мед.
  • Заяц ест морковку (для детей хорошего уровня лучше говорить, что заяц ест травку, веточки и кору деревьев)
  • Лиса ест зайца.
  • Мышь ест сыр.

Используются игры паззлы, счетные палочки.

Если же ребенок хорошо «раздает» еду животным, можно поиграть в игру наоборот.

Ребенок или взрослый строит домики, около каждого домика мы кладем еду (можно вырезать из бумаги, слепить из пластилина и др.). Ребенку нужно догадаться, кто живет в этом домике. Если животные дикие, то «выкладывать» еду в лесу — сделать из тех же палочек лес.

Игра «Кому чего не хватает?»

Рассчитана на простой уровень. Например, у кошки не хватает хвоста, у рыбки нет крыла, у девочки нет зонтика.

Обращаю внимание, что эта игра, является как бы завершающей игрой после того, как взрослый с ребенком выяснили части предметов, их взаимосвязи.

Игра «Большой - маленький»

Эта игра, как и все предыдущие, довольно простая, но существует несколько вариантов игры, о которых я сейчас расскажу.

  • Соотносим большое с большим, а маленькое с маленьким. Например, большая машинка и большой паровоз, маленькая машинка и маленький паровоз.
  • Раскладываем большое к большому, а маленькое к маленькому.
  • Например, в большую тарелку большие ложки, а в маленькую тарелку — маленькие ложки.
  • Ищем среди больших маленькие, а среди маленьких большие предметы.
  • Подбираем пары: маленький – большой.
  • Делаем из маленького большой и наоборот. Например, сложили из палочек маленький домик, а потом можно сложить большой, после этого сделать из большого домика — маленький, а из маленького —большой.

Игра «А это какого цвета?»

Данная игра предполагает работу с активизацией словаря по названиям цветов (на начальном этапе берем четыре основных цвета (синий, красный, зеленый, желтый) в дальнейшем добавлять белый, черный цвета радуги и оттеночные цвета.

Но если ребенок не знает цвета или так их и не запомнил, то эта игра будет иметь цель научить ребенка различать и называть цвета.

Итак, вот несколько вариантов игры, от простого к сложному

  • Взрослый называет цвета предметов (так как мы берем 4 цвета, то и предметов тоже четыре. В том случае, если у ребенка дефицит внимания, можно взять два. А после задает ребенку задание: «Покажи красный (синий, желтый, зеленый) предмет.
  • Подбирать предметы по цвету. Группировать.
  • Называть цвета предметов.
  • Выделять лишний по цвету предмет.

Игра «Сложи картинку»

Эта игра используется как переход от одного вида деятельности в другой. А так же как сенсорная передышка. Состоит из самого простого действия, нужно собрать картинку из частей. И вот тут-то бывают проблемы. В наше время очень сильно распространены паззлы, и это прекрасно, но паззлы, к сожалению, не всегда учитывают зрительное восприятие картинки, Это иногда переходит просто в подбор подходящей фигуры, а не в понимание, почему именно эту часть нужно поставить сюда. Для развития зрительного анализа и синтеза нужно собирать разрезные картинки, в дополнение к паззлам.

Где их взять. Конечно, можно купить готовые, но можно сделать еще проще. Разрезать обложку тетради, альбома, папки от цветной бумаги или картона на нужное количество частей. И картинка готова.

Если ребенок никогда не собирал такие картинки, начинать нужно с двух частей с крупным рисунком, потом увеличиваем до 3-4 и больше и усложняем рисунок. Так же можно резать части не на квадраты, а на треугольники.

Когда ребенок хорошо собирает разрезные картинки из четырех и более частей, можно ему дать кубики.

И обязательно называть, кто или что получилось. И если ребенок уже начал говорить фразой, составляем фразу.

Об автореЕкатерина Мрачковская, логопед-дефектолог, логопед по скайпу, консультант, владелец частного логопедического кабинета в  г. Саров, Нижегородская область.

Хотите узнать подробнее об играх и упражнениях по развитию речи детей? Регистрируйтесь на бесплатный вебинар автора статьи — Фонематический слух и фонематическое восприятие. Вебинар для учителей начальных классов, воспитателей, начинающих логопедов и родителей. Ждем вас!

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ВЕБИНАР >>>

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?