Кривая обучаемости: почему сначала учиться тяжело, потом легче, а еще позднее наступает период стагнации. Научное объяснение
Крутой наклон — свидетельство того, что обучение продвигается более успешно. И наоборот, пологая кривая — класс слабоват. Справедливости ради стоит добавить, что к сегодняшнему дню с помощью графиков кривой удалось описать не так много педагогических процессов.
Зачем учителям кривая обучаемости?
Пример действия кривой обучения из школьной жизни. При проверке олимпиадных заданий или региональных контрольных учитель сначала должен познакомиться с вопросами и ответами. Работа с первой тетрадью занимает наибольшее количество времени. Каждая новая тетрадь проверяется все быстрее.
Производительность падает, пока обучаемые приспосабливаются к новым способам работы. Кратковременное падение успеваемости в начале новых тем и периодов — не повод отказаться от нововведений. В нашей школе так было с началом введения цикла интегрированных уроков на параллели 7 классов. Не только учащиеся, но и учителя должны были перестроиться и овладеть инициативой там, где опыта почти не было.
Смиритесь с кривой обучаемости. Расскажите администрации и коллегам о кривой обучения и не позволяйте себе отступить от совершенствования в самом начале, когда трудности особенно велики.
Время на обучение сокращается при постоянной работе
Игроки на спортивной площадке сначала быстро осваивают технику, чаще выигрывают, затем замедляется ход игры, рост останавливается. На производстве — чем больше объем товаров, тем меньше тратится ресурсов на каждый из них. Производство первого предмета обходится дороже, чем тысячной единицы.
В чем дело? Возможно, основная причина как раз-таки в обучаемости персонала. Время, потраченное на усвоение УУД, будет сокращаться с накоплением опыта, но оно не только будет уменьшаться, но и происходить это будет с постоянной скоростью.
Период «плато»
В любом виде обучения (профессиональном, игровом, предметном и т.п.), после периода первичного усвоения, учащийся выходит на так называемое «плато» — наступает период стабильной работы или учебы на основе освоенных навыков и умений, период стагнации. На протяжении определенного (у всех по-разному) времени, уровень качества (мастерства) не изменяется или происходит незначительный рост.
Что же делать на этапе «плато» руководителю (учителю)?
- Отдохните. Возможно, эффект «плато» наступил вследствие перерасхода жизненных сил. После перерыва или отпуска все наладится!
- Поймите и осознайте, что вы оказались на плато: вкладываете много, а получаете все меньше. Определите критерии, по которым можно отследить результаты. В итоге вам станет понятно, что работает, а что нет. Исправьте ошибки и двигайтесь дальше. Если видно, что ваши усилия безуспешны, меняйте стратегию.
- Совершенствоваться можно до бесконечности. И двигаться по плато без особых успехов. Установите сроки завершения проекта и признайте убийственность перфекционизма. Установка конкретной даты окончания развяжет вам руки для дальнейших дел.
- Введите новое.
Но помните: все, что помогало вам уйти от плато, когда-нибудь перестанет действовать и придется искать другие пути!
Как вырваться из объятий «плато»?
Вводите новое. Обучаемый готов начинать новый виток. Тут важно следить за тем, все ли учащиеся приняли новые цели и задачи. Иначе получится, что одни застрянут на этапе «плато», а другие «ухватятся» за нововведение.
Цикл отражен на схеме. Здесь мы видим, как под плато, завершающем кривую обучаемости S1, возникает начало следующей кривой S2, и т.д. Здесь совокупность S кривых означает неумолимое движение вперед, тот самый прогресс, который всем необходим. Каждая следующая S-кривая, вытекающая из предыдущей, «стоит на ее плечах», так же, как современное человечество стоит на опыте («плечах») предшествующих поколений. Происходит подъем на следующие ступени.
При освоении материала новые учебные умения следует вводить в тот момент, когда наступил этап стагнации, этап плато. Причем соблюдать преемственность в обучении. Новое должно органично использовать то, что ученики уже умеют. Задача учителя — не поощрять тех, кто застрял на прохождении первого уровня и не собирается выходить из «зоны комфорта».
Что понимается под нововведениями? Здесь могут быть:
- очередная тема;
- новое умение, необычный способ решения заданий, который требует времени на его освоение;
- непривычная обстановка (улица, парк, места развлечений), в которой применимы полученные умения и навыки.
Все это заставляет учащихся учиться чему-то в изменившихся условиях, что и ведет на очередную ступень развития. Не пропустите момент «плато»!
При разработке планов легче предусмотреть, что можно предложить ученикам в переломный момент. Темы и УУД прописаны у каждого педагога в рабочих программах, а вот обстановку применения новых знаний лучше учитывать в проектной деятельности.
Заключение
Использование кривой обучения важно для любого предметника. Если пропорции нового и старого, сложного и простого будут соблюдаться в необходимой мере, подаваться учащимся с оптимальной скоростью, то успех будет гарантирован.
На самом деле трудно создать идеальные условия для обучения, всегда приходится учитывать массу факторов. Однако подобрать задания для начала легкого старта возможно и необходимо. Столкновение с непреодолимыми трудностями в самом начале, отсутствие комфортной обстановки на уроке, приведет к противоречиям и срыву задач. Сложности лучше приберечь для поздних этапов. Это не будет противоречить кривой обучения. Этапы следуют один за другим, и создают обстановку предсказуемости и управляемости.
УУД одни и те же, на то они и универсальные, поэтому легко координировать их усвоение на разных предметах. Лучше всего это делать при подготовке к интегрированным урокам. Но об этом — в следующей серии!
Об авторе: Скобелева Елена, учитель истории МОАУ СОШ №8 г. Полевского. Иллюстрации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_обучаемости, Learning-Curve-rus.svg, Участник Opal727.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.