Кривая забывания и эффект «плато». Когда повторение пройденного —топтание на месте? Закономерности забывания информации
Повторяем по правилам
Первым, кто провел исследования по поводу изучения памяти, был немецкий психолог Герман Эббингауз, предложивший в 1885 году метод запоминания слогов, состоящих из двух согласных и гласной (бов, лоч и т.п.), без влияния процессов мышления. Исследователь пришел к выводу, что количество информации, сохранившейся в памяти через 6 дней, остается таким же и через месяц. Процесс забывания оказался одинаков у разных испытуемых. Все происходит по одной и той же схеме. Отражение — на графике.
Кстати, эта кривая — зеркальное отражение кривой обучения.
Секреты запоминания и забывания
- Осмысленное запоминание идет быстрее механического в 9 раз.
- Немецкий исследователь открыл также «эффект края»: лучше всего помнится материал в начале и в конце текста.
- Сразу после заучивания следует период, когда теряется наибольшее количество информации.
- Чем больше повторять материал, тем меньше будет становиться скорость заучивания: десть повторений не дадут лучший эффект, чем семь повторений.
- Заучивать по частям хуже, чем целиком.
- Ну, и наконец, если ученик знает, что заученное пригодится, процесс идет быстрее.
- В то же время профессионал, получив информацию по своему предмету деятельности, лучше усваивает ее, нежели посторонний слушатель.
- Существуют закономерности забывания информации. По истечению трех дней ученик помнит 50% текста, через 7 дней — 2%, через 14 дней — 5%.
Что делать?
Поскольку основные потери идут уже в первые десять часов, повторить лучше сразу после получения информации. Напрашивается вопрос о методике повторения. Психологи выработали определенные рекомендации. (См. Приложение).
Но есть и секреты «биологического плато», когда мозг просто не в состоянии больше выполнить, чем мы бы хотели. Тут есть свои нюансы.
Помогите мозгу запомнить
Некоторые ученые считают, что человек ничего не забывает и применяет информацию, полученную даже неосознанным образом или во время сна. Мозг складирует буквально все. Однако если мы что-то не помним, то «достать» нужные моменты из мозговых хранилищ не всегда удается. Что же мы запоминаем лучше всего?
- События яркие, стрессовые, эмоциональные. Остальные мозг отправляет на склад, в свои глубины.
- То, что упорно хотим запомнить, прилагаем усилия, повторяем.
- То, что понятно.
- То, на что даем установку на запоминание, например: «Я учу наизусть это стихотворение к следующему уроку литературы!».
- То, что было ассоциировано с эмоциональными мыслеобразами.
Еще несколько закономерностей запоминания и забывания
- Мозг постоянно связывает опыт с новыми проблемами, и чем больше человек знает, тем легче запоминаете новое.
- Вспоминается лучше всего в тишине и одиночестве, т.к. мозг не отвлекается на фоновые шумы, от которых он призван нас защищать.
- Больше всего информации приходит на сытый желудок или после небольшого стресса. Еда — это возможность для мозга потребить глюкозу. А стресс — эмоции, способствующие процессу памяти.
- Те, кто занят умственным трудом, меньше страдают от ухудшения памяти в старости и живут дольше.
- Заучивание перед сном дает эффект замедления «стирание информации». Это происходит потому, что между стадиями забывания и воспроизведения нет никакой деятельности, т.к. человек спит. Повторили на ночь, и спать. Утром опять подучили, вспоминается очень легко.
- Важна внутренняя установка на запоминание. Причем лучше всего срабатывает «эффект будильника»: запомнить на год, месяц, день. Наш заботливый мозг тут же укладывает информацию в соответствующее хранилище памяти. Здесь действует как кратковременная, так и долговременная память.
Однако исследования показали, что постоянные повторения ведут к «плато». Где же выход?
Расписание для повторения
Метод интервальных повторений впервые предложен Алексом Мейсом в 1932 году. Этот метод был создан ради того, чтобы улучшить запоминание. Исследователи памяти пришли к выводу, что частые повторения быстро приведут к плато и вовсе не являются благом. Успех оказался связанным с более редкими повторами. Оказалось, что если повторять нужную информацию в тот самый момент, когда она вот-вот забудется, то успех гарантирован! Но это еще не все. В момент, когда вы чувствуете, что шанс помнить материал снизился до 10 процентов («тут помню, тут не помню»), опять организуете повторение темы. Наконец, после истечения определенного времени, когда забывание вот-вот готово стереть усвоенное в порошок, вы опять вытаскиваете покрытое пылью на поверхность своего рабочего стола. Проделав такие манипуляции с нужной информацией несколько раз, вы никогда ее не забудете! Главное — не количество часов на повторение, а расписание этих занятий!
Исследования показали, что кривая забывания будет подниматься все выше при каждом верно рассчитанном повторении. Попробуйте организовать такой эксперимент у себя в классе, запрограммируйте время повторения и следуйте ему. Результатами можно поделиться в комментариях. Удачи в составлении расписания!
Приложение
Режим рационального повторения.
Если есть два дня на запоминание, то повторяем:
- сразу;
- через 20 минут;
- через 8 часов после второго повторения;
- через 24 часа после третьего повторения.
Если нужно запомнить навсегда, то повторяем:
- сразу;
- через 20 минут;
- через 1 день после второго повторения;
- через 2-3 недели после третьего;
- через 2-3 месяца после четвертого
Об авторе: Скобелева Елена, учитель истории, МАОУ СОШ №8 г. Полевского.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.