Один шаг к ликвидации постоянного беспокойства из-за кучи невыполненных дел
Оказывается, наша память тоже нуждается в постоянной очистке и никто кроме нас этого не сделает. Мозг одновременно умеет работать только с двумя-тремя делами. Поэтому, когда мы на перемене хотим заполнить журнал, но помним, что на следующем уроке еще нужно спросить Петрова, и нам сообщают про планерку после уроков у директора, куда нужно принести мини-отчет по Иванову, мы впадаем в состояние беспокойства и стресса. А в этот момент мы продолжаем заполнять журнал, отвечать на вопросы учеников, следим за поведением в кабинете и, возможно, проверяем электронку и продумываем будущее родительское собрание/классный час/урок, думаем, что приготовить на ужин и что сделать в выходные, и что нужно позвонить собственному ребенку и проверить, что он делает и пообедал ли.
Все это одновременно! Каждый день! Работа и жизнь превращается в испытание и проверку на стойкость. А к концу года, если не четверти, мы как выжатый лимон ни на что не способны. Даже на отдых.
Но выход есть. Главный шаг, серьезный и обдуманный шаг — понять, что наша внутренняя оперативная память не безгранична, и освобождать ее. Каждый раз, когда пришла в голову мысль, идея, задание — записывать.
Записывать так, чтобы потом найти и выполнить. Потому что, друзья, если мы запишем, но сами себе не доверяем, зная, что никогда не вспомним про тот листочек и куда мы его дели, это не поможет — мы все равно все будем держать дела в голове. Итак, записываем с уверенностью и убеждением, что потом эти листочки найдем и сделаем. Записали — и сразу выбросили дело из головы! Освободили свою оперативную память!
Забитая информативная память не дает работать эффективно
Провели урок — запишите, кого вы спросите на следующем уроке, исходя из сегодняшнего положения дел. Запишите, у кого обещали проверить тетрадь, домашнее задание, каким родителям позвонить. При подготовке к уроку или прямо на уроке вы просто откроете свой ежедневник и сделаете то, что запланировали. Готовитесь к уроку и пришла идея спросить Сидорову? Запишите сразу же! Создайте удобный для вас дневник, ежедневник педагога, где отмечайте: кого спросить, у кого что проверить, кому улыбнуться, чьим родителям позвонить, кому принести индивидуальное задание, чью тетрадь поискать. И в вашей голове уже значительно уменьшится число дел! Да, листочки и карандаши или смартфон нужно постоянно носить с собой.
В семье так же: что купить, что приготовить, о чем поговорить — записывайте и вкладывайте хоть в кошелек, хоть делайте заметки в смартфоне. Пришли в магазин — открыли, прочитали, купили.
В середине года услышали, что мама хочет иметь на новый год? Запишите и выполните. Создайте списки родственников и друзей и записывайте их желание. Когда настанет день рождения, не придется ломать голову, что подарить. У вас уже готовый список.
Отчеты для завуча? Систематизируйте их. Выкиньте те, которые делать не собираетесь. Ну бывает же такое, что вы как бы вроде взялись делать, но затягиваете сроки и не сдаете и вам за это ничто не бывает? Ну вот разрешите себе с самого начала не делать этот отчет и не мучайте свою совесть, что вы его не сделали. Решите не делать — и не делайте. И не думайте про него каждый день. А если решили делать — приступайте, а не мучьте себя каждый день размышлениями.
Усталость — не показатель хорошо проделанной работы
И помните, что эффективность нашей работы — это конкретные результаты, а не усталость. Замученная совесть и постоянный стресс — это не показатель того, что вы хорошо работаете, это показатель того, что вы работаете не эффективно — вместо того, чтобы дать классный качественный урок, вы мучаетесь незавершенными делами, забитая ментальная оперативка не дает работать в полную меру, не дает раскрыться креативным способностям. «Работать нужно не 12 часов, а головой» (С. Джобс). Современный мир придумал множество методик, которые упрощают нашу жизнь, которые сегодня можно найти бесплатно в интернете: есть книги, статьи, ютуб.
В общем, завалы с делами можно и нужно решать. Это посильная задача. Есть тайм-менеджмент, есть система GTD, элемент из которой описан в этой статье. Изучайте, пробуйте, внедряйте и пусть ваши дела будут всегда в порядке, а вы будете чувствовать себя уверенным специалистом, без завалов, и постоянных стрессов.
- Подробнее об упорядочивании дел читайте в книге Д. Аллена «Как привести дела в порядок».
P.S. Ну и напоследок один то ли анекдот, то ли притча, о которой я вспоминаю, когда «зашиваюсь»:
Однажды по лесу шел мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
«Что ты делаешь?» — спросил мудрец.
«Не видишь — я работаю!» — сердито ответил лесоруб.
«Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее», — посоветовал мудрец.
«Не мешай, мне некогда, мне работать надо», — ответил упрямый лесоруб.
А как вы решаете завалы с делами? Что можете посоветовать?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.