В чем секрет учителей, у которых на уроке всегда тишина и рабочая обстановка?
Такая ситуация в любом образовательном учреждении. Конфликтуют не со всеми педагогами. Активная и умная «звездочка» с высшей категорией, знающая 101 педагогический прием, может не иметь авторитета и уважения. А с другим педагогом, который и голос не повышал никогда, дети ведут себя как бандерлоги перед питоном «Мы слыыыышим тебя, Ка».
Что бы подтвердить свои догадки, лет пять назад я провела диагностику коллектива из 32 педагогов. Использовала Хенд-Тест (Hand-test). Это проективный тест, позволяющий выявить уровень агрессивности. Выяснилось, что у педагогов уровень агрессивности меньше нормы и норма.
Что же такое норма агрессивности?
Мы все привыкли слышать, что злым быть плохо, особенно девочкам, а женщинам агрессивность противоестественна. Но существует тот самый уровень нормальной здоровой агрессивности, которая выполняет защитные функции. Другими словами, это способность человека установить границы при взаимодействии с окружающими «Так со мной нельзя!». И здесь не машут руками и не повышают голос, это внутреннее состояние, человеческое достоинство. Его видно по осанке, темпу речи, уверенности.
Дети интуитивно считывают такую информацию и выдают поведенческие реакции в зависимости от того, насколько уверен в себе учитель, насколько уважает себя. Как раз те, у кого агрессивность была ниже нормы, имели проблемы с дисциплиной.
Способность установить границы и уровень агрессивности не могут быть разными на работе и дома. Конечно, дома мы разрешаем и прощаем близким больше. Но не сидят ли родные дети у вас на голове? Есть ли, например, законное время на отдых? Знают ли родные, что есть граница и какие фразы в ваш адрес недопустимы? Дома границы сдвигаются, но не исчезают совсем. А администрация в учреждении, где вы работаете, знает о ваших границах?
Если вы чувствуете, что конфликты и неуважение со стороны учеников проявляются настойчиво, то пришло время в первую очередь самой (самому) себе сказать «Со мной так нельзя!» и пересмотреть границы общения с окружающими.
О том, как доступно рассказать о конфликтах школьникам, посмотреть мультфильм с пользой и помирить враждующих учеников на бесплатном вебинаре Конфликты для детей: практический вебинар для классных руководителей и родителей о том, как научить детей вести себя в конфликте. Практические упражнения для детей разного возраста и взрослых.
Об авторе: Наталья Усова. Психолог, 15 лет психологической практики, 10 из которых в системе образования. Автор коррекционных и развивающих программ для детей и подростов, в том числе для детей с особыми возможностями здоровья и детей-сирот. Мама троих сыновей. Основатель онлайн-школы Мастерская семейного счастья, где ведет широкую просветительскую работу среди педагогов и родителей. Ведет клуб родителей в Череповце, имеет широкую практику и консультирует оффлайн и онлайн.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.