Наталья Усова, 06.11.2018 45

В чем секрет учителей, у которых на уроке всегда тишина и рабочая обстановка?


В школьном коридоре во время урока тихо только относительно. Пройдите от двери кабинета до двери: в одном классе спокойным ровным голосом объясняют материал, в другом слышится шум и возня ребят. От чего зависит уважение к учителю? Почему с одним могут пойти на открытый конфликт, а другому достаточно сделать паузу, и это будет сигналом не шуметь?


Обсудить статью (уже 45 коммент.) Опубликовать свой материал

Такая ситуация в любом образовательном учреждении. Конфликтуют не со всеми педагогами. Активная и умная «звездочка» с высшей категорией, знающая 101 педагогический прием, может не иметь авторитета и уважения. А с другим педагогом, который и голос не повышал никогда, дети ведут себя как бандерлоги перед питоном «Мы слыыыышим тебя, Ка».

Что бы подтвердить свои догадки, лет пять назад я провела диагностику коллектива из 32 педагогов. Использовала Хенд-Тест (Hand-test). Это проективный тест, позволяющий выявить уровень агрессивности. Выяснилось, что у педагогов уровень агрессивности меньше нормы и норма.

Что же такое норма агрессивности?

Мы все привыкли слышать, что злым быть плохо, особенно девочкам, а женщинам агрессивность противоестественна. Но существует тот самый уровень нормальной здоровой агрессивности, которая выполняет защитные функции. Другими словами, это способность человека установить границы при взаимодействии с окружающими «Так со мной нельзя!». И здесь не машут руками и не повышают голос, это внутреннее состояние, человеческое достоинство. Его видно по осанке, темпу речи, уверенности.

Дети интуитивно считывают такую информацию и выдают поведенческие реакции в зависимости от того, насколько уверен в себе учитель, насколько уважает себя. Как раз те, у кого агрессивность была ниже нормы, имели проблемы с дисциплиной.

Способность установить границы и уровень агрессивности не могут быть разными на работе и дома. Конечно, дома мы разрешаем и прощаем близким больше. Но не сидят ли родные дети у вас на голове? Есть ли, например, законное время на отдых? Знают ли родные, что есть граница и какие фразы в ваш адрес недопустимы? Дома границы сдвигаются, но не исчезают совсем. А администрация в учреждении, где вы работаете, знает о ваших границах?

Если вы чувствуете, что конфликты и неуважение со стороны учеников проявляются настойчиво, то пришло время в первую очередь самой (самому) себе сказать «Со мной так нельзя!» и пересмотреть границы общения с окружающими.

О том, как доступно рассказать о конфликтах школьникам, посмотреть мультфильм с пользой и помирить враждующих учеников на бесплатном вебинаре Конфликты для детей: практический вебинар для классных руководителей и родителей о том, как научить детей вести себя в конфликте. Практические упражнения для детей разного возраста и взрослых.

Об авторе: Наталья Усова. Психолог, 15 лет психологической практики, 10 из которых в системе образования. Автор коррекционных и развивающих программ для детей и подростов, в том числе для детей с особыми возможностями здоровья и детей-сирот. Мама троих сыновей. Основатель онлайн-школы Мастерская семейного счастья, где ведет широкую просветительскую работу среди педагогов и родителей. Ведет клуб родителей в Череповце, имеет широкую практику и консультирует оффлайн и онлайн.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
45 olyashushkovskay • 18:03, 25.12.2019
Меня иногда так моя работа достает. Дети не управляемые. Накрывает депресняк. Хожу к специалисту. Для меня работа с психологом бывает очень полезна.
[Материал]
avatar
44 elenadeeva69 • 20:35, 15.12.2019
Интересная статья. Полностью соответствует моей ситуации. Очень люблю детей. Люблю и знаю свой предмет. Одному или двум прекрасно объясняю. Дети отвечают мне полной взаимностью. Но ушла из школы. Дисциплины ноль. Родные дети в точности, как в статье, ведут себя со мной. Жаль. Очень.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
43 Комментарии • 12:57, 03.12.2018
Чтобы дети тебя слышали и слушали, надо относиться ко ВСЕМ одинаково: среди учеников не должно быть "детей учителей, директора, родственников".
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
42 Комментарии • 00:28, 03.12.2018
Самый надежный способ - вышвырнуть самого наглого школьного хама в коридор в (буквальном смысле) и вести урок практически не повышая тона. Проверено практикой в нескольких школах.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
41 Комментарии • 11:25, 01.12.2018
Работаю в школе с 1964 года. Сегодня прочитала впервые одобрение стиля своей работы. смеюсь над современными конкурсами на звание"Лучший учитель года".
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
40 mihurhat • 11:11, 01.12.2018
Выбирай либо тебя боятся, либо любят. Дети считывают агрессию, долго не понимал этого, будучи добряком по натуре. Сейчас не работаю-проблемы с суставами.Первый год для меня была загадка: почему у какого-то серого педагога и внешне, и внутренне дети сидят, не поднимая глаз. Видимо, да, агрессивность зашкаливает и дети это понимают.
[Материал]
avatar
38 Комментарии • 23:24, 29.11.2018
В некоторых моментах согласна с автором, но это подходит к детям младших и средних классов .
А если в старших классах появляется ученик с гиперсексуальный поведением и в школу это чудо приходит не учиться, то будь учитель семи пядей во лбу - при таком киндер_сюрпризе урок вести невозможно, а если таких два в классе, то работа становится каторгой.
Мальчик 8-9 класса просто не давал вести уроки, разговоры с родителями оказались бесполезными «наш мальчик не такой».
Пока мальчик не оказался на лечении в венерическом диспансере на лечении...
[Материал]
avatar
36 Комментарии • 21:43, 26.11.2018
Стаж в образовательном учреждении можно набрать и сидя в кабинете перед книгой или компьютером с интернетом, а вот поработай непосредственно с 28-29 детьми современных невоспитанных родителей из глубинки для которых идеал бутылка пива и грязные сплетни, дай им качество знаний, каждый день с утра до обеда, без возможности выйти на воздух, поразбирайся ежеминутно в драках, разборках и т.п тогда и писать будешь по другому
[Материал]
avatar
35 nakhaev_83 • 13:36, 26.11.2018
Я не знаю на счёт подходов,но у нас помню в школе была учитель русского и литературы,она уже при мне была старенькая и я не помню ни одного раза,чтобы она на кого то орала и кричала,её уважали все,а тем кто пытался как то шуметь на её уроках,мы обычно популярно объясняли после уроков,что он не прав
[Материал]
avatar
34 Кангизеруша • 19:24, 25.11.2018
И еще. Есть у актеров понятие: "держать публику". Это способность или талант. Правы те, кто говорит, что не получается навести дисциплину - уходи из школы.
[Материал]
avatar
33 Кангизеруша • 19:14, 25.11.2018
Что значит "нормальная агрессия"? Не бывает такого. Агрессия всегда агрессия. И она разрушает: как самого учителя, так и учеников. Слова про уважение к себе и уважение к детям - всего лишь слова. Уважение заслужить еще надо. Себя могу уважать, а ученика, который открыто издевается над учителем, в смысле ничего не делает, мешает другим, ничего не учит? Его за что уважать? У меня с дисциплиной вроде бы все нормально, но бывает, что и трудно приходится. Многое зависит еще от детей, от их уровня воспитанности и умения сосредоточиться и работать на уроке. Про интересно или познавательно: совсем забавно читать. Не должен учитель развлекать на уроке, он работает вместе с детьми. У меня хороший предмет, география, можно и развлекать, конечно. А серьезной работы не бывает что ли на уроке?
У меня была учительница, которую все боялись. Унижала конкретно. Еще одна была: психологически душила, не унижала, а именно душила. И когда решила стать учителем, то дала себе слово, что никогда такой не буду.
Какие у меня приемы есть? Никаких. Эмоциональность помогает. Чувство юмора. И самое главное: урок должен быть четко продуман, дети должны быть заняты. Темп не терять, не отвлекаться.
[Материал]
avatar
32 Комментарии • 12:07, 25.11.2018
Моя мама проработала учительницей начальных классов более 44 лет. Она говорила, что дети- это чистый листочек, и через 4 года виден труд учителя, что на этом листочке появилось : грамота, дружба, сплоченность, умение мыслить. А самое главное учитель должен ЛЮБИТЬ детей, которых обучает, уметь подключать весь класс в процесс обучения, опроса знаний, тогда не придется кричать, привлекая внимание. Может маме повезло на хороших учеников,только она никогда не повышала голос, могла взглядом остановить и любили её все выпуски.
[Материал]
avatar
30 Terezana1967 • 23:10, 24.11.2018
Спасибо за статью. Очень интересная мысль насчёт агрессивности. Но я бы наверное добавила, что педагог должен уметь "построить" детей в любой ситуации, и при этом уметь не раздражаться самому. Это важно.
[Материал]
avatar
29 dogged2003 • 01:03, 24.11.2018
"Мне достаточно поднять глаза. И все сразу понимают, что со мной так нельзя, при этом любят и уважают. Все правильно." -
и что это все? Если это все, это даже не смешно... - НЕ ВЕРЮ! - Доказательства в студию!!!
Обычные ответы на подобное недоверие:.... еще чего, буду я опускаться до доказательств!,... приезжайте ко мне на уроки и убедитесь! (при этом адреса , естественно нет...), если мне не верят на слово - не надо, я себя слишком уважаю, чтобы доказывать!.

Какой у вас вариант? Я лично предложил бы видео всех уроков хотя бы за одну четверть... без пропусков... - а вся страна узнала героя-преподавателя в лицо, а сомневающиеся, плача просили бы прощения за недоверие.... Я был бы в первых рядах, честное слово!
Вот это был бы урок всем неумехам!!!!
[Материал]
avatar
28 Комментарии • 08:28, 20.11.2018
Спорная статья. Шум на уроке - не признак слабости учителя. Тут может быть множество причин. "Одна паршивая овца", невладение методикой преподавания, неумение преподнести материал, погода, время четверти, учебного года - да мало ли! А вот когда завуч набирают часов, а сами в это время занимаются административной отпиской - это бич многих сельских школ. Это трагедия современного образования, примеров тому несть числа, сам тому свидетель. Есть вопросы к автору: сами работаете в школе? как долго? вебинары платные, как способ заработка или как действенная помощь коллегам?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
39 Екатерина_Пашкова • 17:47, 30.11.2018
По вебинарам от организаторов: любой труд должен быть оплачен, в т.ч. и педагога, и учителя, и лектора.
[Материал]
avatar
27 Комментарии • 00:37, 20.11.2018
Уважение к себе - обязательно!
Уважение к ученику - еще обязательнее!!!
Если ты ходишь вся такая с границами, а детские нарушаешь постоянно, не будет тебе ни любви. ни уважения.
Ребенка приструнить не сложно. "Тяжелого" взгляда достаточно и пары хлестких слов. Пользоваться этим опасаюсь - реально тяжелая артиллерия, жалко потом детеныша становится. ( к слову моя публика 9-11 класс)
[Материал]
avatar
26 Miron111111111 • 08:39, 19.11.2018
Учителя меряют не молчанием в классе, но уровнем подготовки студентов.

Это не поддается хенд тесту. Это занимает годы. А потом происходит проверка знаний. Когда ученики демонстрируют, чему научились.

И тогда победители хенд тестов выглядят очень бледно.
[Материал]
avatar
25 Александр5365 • 20:26, 16.11.2018
Когда в классе мертвая тишина - тоже ничего хорошего: либо учитель ведет урок в пустом классе, либо все умерли. Шум, когда в классе 30 учеников - не избежен. НО шум должен быть рабочим. На моих уроках всегда спокойно, дети внимают и уроком управляю я, а не они. При этом, я человек довольно либеральный и мягкий. Но мне проще, чем многим: я - мужчина с ростом 195 см))). Разумеется, это само по себе уже вызывает опаску у шестиклассников, когда они впервые приходят на мой урок. Я пользуюсь этим и иногда нагоняю на них жути. Поэтому, самый сложный возраст в плане дисциплины: 6-7 класс они меня остерегаются и пытаются те самые рамки дозволенного изучить, не особо пытаясь их переступить. Ну а потом уже проще: они привыкают к тому, что на моих уроках надо сидеть тихо, что "так положено", что "так делают все".
Кроме того, на моих уроках им интересно. Поэтому, если они и шумят иногда, то только потому, что я сознательно их к этому провоцирую: вызываю на спор, подначиваю, поднимаю какую то проблему на свободное обсуждение и т.д. А со старшеклассниками потом и вообще просто: с ними очень легко можно договориться. Они очень быстро понимают, что их благополучие на уроках зависит от них самих. Поэтому, работаю в школе 28 лет и продолжаю каждый день испытывать удовольствие от своей работы.
[Материал]
avatar
24 Александр5365 • 20:26, 16.11.2018
И еще совет.... Если учитель повышает голос на уроке, то должен это делать не в приступе гнева, а осознанно и расчетливо: "ага, вот сейчас нужно немножко покричать, встряхнуть их, привести в чувство, сделать так, что бы он опомнились и поняли, что переступили за флажки"... И, конечно, повышать голос учитель должен только в крайнем случае и очень редко. Только тогда это будет иметь какое то значение и только тогда ученики прислушаются и поймут, что они зарываются. На моих уроках дети знают: если уж А.В. поднимает брови и усиливает силу голоса - то все, ЧП, туши свет, сливай масло и отползай потихоньку в траншею. Поэтому мне иногда удается проработать год, ни разу не повысив голос)))
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
23 Lansvet16 • 21:02, 15.11.2018
Выскажу свою точку зрения. Мой стаж работы с детьми 30 лет. Я из тех педагогов, у которых на уроках тихо. Я согласна, что нЕкая агрессивность присутствует. Меня побаиваются. Я редко повышаю голос. Иногда. Но я говорю с детьми,держась интонационно высокомерно. В тот момент, когда я чувствую, что ученики меня узнали, то я высокомерие убираю, заменяю на демократичный тон. Но когда замечаю своеволие или дерзость, то применяю следующий прием, смотрю на ребенка,а взгляд у меня тяжёлый))) и говорю, тебе есть что сказать? Пожалуйста,к доске. .... Предмет у меня сложный. Ещё никто не решился выйти и показать себя. ...потом говорю: пока вам нечего мне сказать, надо СЛУШАТЬ. ... Вот и все! Темп на уроке быстрый. Всегда ставлю таймер. Задание на 5 минут, время пошло. Может это не отвлекает детей. И последнее, люблю хвалить. Делаю это эмоционально.
[Материал]
avatar
31 Terezana1967 • 23:14, 24.11.2018
Уважаю!!! Вот у такого стиля педагогов училось мое поколение. Поэтому я до сих пор решаю вещи из курса математики 10-11 класса, хотя в школе училась лет 30 назад
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
21 Примус • 21:36, 14.11.2018
Вот мне интересно-сколько дней в школе в должности учителя проработала уважаемая Наталья Усова?
Мой педстаж с 1971 по 2015 год.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
22 Екатерина_Пашкова • 18:34, 15.11.2018
А сколько вебинаров, семинаров или консультаций Вы провели для коллег или родителей? Со сколькими людьми поделились своим опытом и знаниями?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
20 Комментарии • 19:30, 12.11.2018
"....в одном классе спокойным ровным голосом объясняют материал, в другом слышится шум и возня ребят..."
________
Восприятие детей не зависит от шума! В учебной игре бывает шумно и разумно. А в полной тишине бывает тоска зеленая и желание скорей избавиться от урока. Всё дело в деятельности детей! Если работа на уроке интересная и продуктивная (особенно самостоятельное решение проблеммы, а не объяснение учителя), то в любой ситуации детям будет польза. Поверьте моему опыту 30 лет работы в школе.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
19 yaksuska • 19:08, 11.11.2018
Знаете, я не педагог. Я помню с детства мою математичку: она никогда не кричала, даже не повышала голоса, была со всеми на "вы". У неё был такой приём: если уж слишком шумели, она говорила классу: " Так, все встали." И все понимали, что шумно. Она ждала, пока все умолкали, говорила: " Все сели". Так могло быть несколько раз подряд, пока все не утихали, потом урок продолжался. Другое дело, что тихонько переговариваться при решении задач она не запрещала... Но если было очень шумно, шел этот прием....
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
18 Комментарии • 18:00, 11.11.2018
У нас была такая учительница, один многозначительный взгляд-сразу тишина. Причем я не могу вспомнить ни одного случая, когда с ее стороны было бы проявлено неуважение, она никогда не повышала голос, у нее не было любимчиков, которых она бы явно выделяла. Думаю, что за эти качества мы ее любили, она была строгой, но справедливой.
Так же была ее противоположность, дикая психопатка. Я, конечно, понимаю, что работа неблагодарная, но ее поведение было отвратительным. Она могла устроить натуральную истерику из-за того, что кто-то попросил ластик у соседа, она ревела и убегала с урока, нас унижала и оскорбляла. Лично меня унижала из-за того, что я не стала ходить к ней на дополнительные групповые занятия, а занималась репетитором(они там на занятиях шутейки травили и мне приходилось самой задания решать и проверять, в чем смысл таких занятий).
К чему я это все рассказываю.
Учитель должен уважать себя, вести себя профессионально, уважительно относиться к ученикам, а иначе никакой дисциплины он не увидит.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 sergey4361 • 13:31, 10.11.2018
так в чем же секретЫ?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
15 natalyavvityaz35 • 16:14, 10.11.2018
Уважение к себе. И конечно, уважение к детям
[Материал]
avatar
12 Комментарии • 10:14, 10.11.2018
40 лет работаю в школе. Дисциплиной владела всегда, с первых лет работы. Об этом вспоминали даже мои первые выпускники 1980 года выпуска, с которыми мы встречались летом этого года. В педагоге должен быть твердый внутренний стержень, и если он есть, дети это сразу видят. Без умения владеть дисциплиной работать в школе очень сложно, а, порой, и невозможно. Согласна и с тем, что разумная доля шума вполне уместна на уроке, дети могут что-то обсуждать, общаться по теме, комментировать, давать советы по решению. Хочу еще раз сказать спасибо за помещенный на сайте материал.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 Комментарии • 12:02, 09.11.2018
совершенно верно. если на уроке нет дисциплины- урок пропал. сюси васюсти с родителями авторитета у детей не прибавляют. но как учителю не нервничать если пенсии по выслуге отобрали и всю жизнь учитель работает почти бесплатно. нашей пенсией не заплатишь за подорванное здоровье. учитель на пенсии нищий.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 enigma7 • 19:34, 08.11.2018
Я классный руководитель этого класса. Школа городская. Кричать я не умею. хочу найти альтернативный выход.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
16 l@l@ • 13:08, 11.11.2018
И не пытайтесь научиться кричать. Ваша проблема в том, что Вы хотите результат сразу, а в Вашем случае это невозможно. Перенастройка отношений - дело долгое. Кричат, бесятся после звонка? Молча стойте перед ними. Через пару минут самые сознательные поймут и начнут успокаивать всех. Главное - система. Капля камень долбит не силой, но частым падением. Дети не любят, когда на них кричат. Кроме того, они хорошие психологи: в Вашем крике видят бессилие. Можно по-разному наказать за шум и отсутствие дисциплины. Приготовили интересное (для них интересное) внеклассное мероприятие, а они ведут себя плохо - не проводите. И объясните причину. Устроили игру или соревнование - за нарушение порядка штрафные баллы. Главное, наберитесь терпения. Успехов Вам.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 enigma7 • 19:05, 08.11.2018
У меня четвертый класс. За четыре годы сменилось 10 классных руководителей. Все на них кричали. Не слышат учителя без крика. Подскажите что делать. На семинар зарегистрировалась.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Екатерина_Пашкова • 19:13, 08.11.2018
Даже не знаю, что вам посоветовать. Вы мама ребенка? Школа городская?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 natalyavvityaz35 • 12:01, 10.11.2018
Добрый день. Сам вебинар будет о том, как рассказать детям о конфликте и профилактике конфликтов в детском коллективе. Но если вам нужна помощь конкретно по вопросу детей, которые понимают только крик, то напишите мне. Мы свяжемся и побеседуем. Буду рада выслушать вас и помочь.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
37 [Материал] Анонимно • 17:21, 29.11.2018
Их надо полюбить, общее дело вас сплотит. Необходимо видеть в них будущих взрослых людей. Ребята должны научиться уважать себя и окружающих.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 elena-vodolei56 • 13:06, 08.11.2018
Не всем дано владеть коллективом. Не дано - нечего делать в школе. Нет контакта - нет уважения. Начинается его завоевание ...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи-1Не согласен с высказыванием
6 Комментарии • 23:00, 07.11.2018
Тихо у злобных учителей, я так думаю.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
5 Ymikki • 13:51, 07.11.2018
Мне достаточно поднять глаза. И все сразу понимают, что со мной так нельзя, при этом любят и уважают. Все правильно.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
4 Комментарии • 11:11, 07.11.2018
На уроке в первую очередь должно быть интересно и познавательно. А учителю желательно обладать долей иронии и самоиронии. Если в классе стоит гробовая тишина, далеко не всегда это происходит из любви к преподавателю и предмету. Как и наличие некоторой разумной доли шума не обязательно свидетельствует о неумении поддерживать дисциплину: возможно, учащиеся заняты обсуждением в группах, работой в парах или другими видами деятельности, требующими обсуждения. И вообще - подслушивать нехорошо)))))
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи-1Не согласен с высказыванием
3 Комментарии • 06:16, 07.11.2018
Дисциплину всегда держат злые и подлые, по вашему, агрессивные и этим гордятся.Их любимая фраза: "Попробовали бы они у меня на уроке..." Или: "Я их вот здесь держу", показывая кулак. Это если дети "трудные". Они привыкли к насилию и нелюбви. А умные дети, которых любят в семье, не любят таких учителей и не склонны нарушать дисциплину.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 dbogaev • 02:04, 07.11.2018
Очень хороший, полезный материал! Буду работать над данной проблемой.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 Комментарии • 01:58, 07.11.2018
Много лет в школе.Могу сказать одно- кому дано быть педагогом свыше, тот и есть без всяких исследований, а кому быть середняком или не быть вообще, то так и будет.Опыт и образование не сильно влияют на способность работать с детьми. ИМХО!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
17 l@l@ • 13:14, 11.11.2018
Не во всём с Вами согласна. С опытом приходит новое понимание многих вещей, меняются приоритеты, да и просто убеждаешься в действенности или бесполезности конкретных приёмов. Так что со временем из беспомощного новичка может получиться достойный учитель. Было бы желание понять детей и заслужить их понимание.
[Материал]