Екатерина Кудрявцева, 21.02.2019 15

Еще 2 причины, почему учителю не нужно пользоваться красной пастой


Несколько раз, комментируя посты в нашей группе Фейсбука "Игровые технологии и игропедагогика" и на страничках коллег, я обещала родителям и учителям написать свой пост о... красных чернилах. Имея в виду не только и не столько их реальное воплощение в дневниках и ученических работах, сколько взятый на себя взрослыми, родителями и педагогами, функционал ЗАПРЕЩАЮЩЕГО и ПРЕСЕКАЮЩЕГО контроля.


Обсудить статью (уже 15 коммент.) Опубликовать свой материал

Именно так, большими буквами, как стена или непреодолимый барьер, как давление и подавление, воспринимается все оформляемое красным цветом.

В ситуации знаков опасности и предупреждения на дорогах, нормируемых правилами дорожного движения, это необходимо. Потому что слишком краток промежуток времени восприятия и последующего осознания, и на этом волоске мгновения висит чья-то или чьи-то жизни. Но даже здесь, если вдуматься, как мы реагируем на красный знак? Что фиксируется в нашей памяти? Психологи провели исследование и выяснилось, что более 80% опрошенных запомнили НЕ что́ именно запрещено, а сам факт запрета. И только при повторном обращении взгляда к знаку поняли его содержание (запрет звукового сигнала, запрет съемки со вспышкой...).

Можно быть уверенным (и многолетняя практика школьных учителей, не кривящих душой, это подтвердит), что то же самое происходит с ребенком и даже взрослым, увидевшим исправления красными чернилами. Он запомнит состояние стресса, опасности, негатива. А при повторном обращении зафиксирует не то, что написано красным (здесь приоритет цвета над содержанием), а то, что перечеркнуто, записано синим или черным цветом чернил. То есть... ошибку.

Столь же бесполезна количественная отработка правильного варианта — после девяти раз правильно написанного слова, 10-ый будет снова с той же ошибкой. Потому что человек — не робот, и лишь малое количество людей обладают фотографической памятью и способны ей осознанно управлять.

Более того, существуют исследования, подтверждающие, что учителя, держащие красную ручку в руке, подсознательно настроены найти ошибку. В одном эксперименте участникам давали прочесть два параграфа сочинения. Им было сказано, что это написано студентом, который учит английский язык, и дано задание поправить его ошибки в правописании, грамматике и синтаксисе.

51 человек использовали красные чернила, другие 51 — синие. Те «учителя», что правили красной пастой, нашли статистически значимо больше ошибок (24,3) чем те, кто правил синей (19,1). Психологи полагают, что красный цвет в этом контексте активирует когнитивные категории провала, неудачи и ошибок. А может быть, и нет, и работает тут тестостерон, содержание которого в крови реально может вырасти от восприятия красного цвета, что порождает агрессивность. А ее, в свою очередь, надо будет ассоциировать с чем-то происходящим — ну, вот, например, с домашней работой ученика. 

Что делают грамотные педагоги и родители?

Как оптимальный вариант — они НЕ исправляют ошибку ребенка, а подчеркивают ее место карандашом. Если ученик более сильный, подчеркивается все слово с ошибкой или все предложение с неверным знаком препинания. Если ученик послабее, подчеркивается только часть слова, морфема. Или даже только само место ошибки. Затем ребенку дается время для настоящей, а не «галочной» работы над ошибками. Ему важно

  • приобрести и развить опыт самостоятельного поиска и выявления ошибки;
  • пережить не стресс, а удовольствие от решенной головоломки;
  • пройти стадию поиска и подстановки вариантов с учетом правил и прошлого опыта встреч с данным словом;
  • наконец, исправить ошибку и объяснить свою точку зрения.

После чего, если все в порядке, учитель просто стирает карандашную метку. В сознании ребенка закреплено верное решение, освоенный путь к нему и позитив от урока.

Если исправить самому у ребенка не получилось, то он проделывает путь к обретению истины при направляющей поддержке педагога или родителя, работающего ЗЕЛЕНЫМИ чернилами. Да, на это нужно время. Но только в начале пути. Уже на 3-4 занятие этот вариант полностью себя оправдает. И никакой ЕГЭ таким детям не страшен. Потому что они не боятся ошибки, зная, как ее преодолеть. Они не подвержены стрессу и не заблокированы как загнанные волки красными учительскими флажками.

Хотите узнать подробнее о том, как оценивать учеников, о рефлексии и саморефлексии? Пройдите предварительную регистрацию на вебинар, и мы  сообщим вам о дате проведения.

Зарегистрироваться на вебинар

Источники исследований:

  1. Aoki, N. (2004). Harshness of red marks has students seeing purple. The Boston Globe, August 23, 2004.
  2. Rutchick, A. M., Slepian, M. L., & Ferris, B. D. (2010). The pen is mightier than the word: Object priming of evaluative standards. European Journal of Social Psychology, 40(5), 704-708.

#окрасныхчернилах #краснаяручка #оружиемучителя #красныйцвет #какисправлятьошибкиучеников #работанадошибками

Об авторе: Кудрявцева Екатерина Львовна, PhD. Научный руководитель международных сетевых лабораторий "Инновационные технологии в сфере поликультурного образования".

Еще по темеСтоит ли писать красной пастой в тетради учеников? Что советуют ученые.

Считаете эту информацию важной? Сделайте репост в социальных сетях.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
15 Xtkjdtxbot • 14:04, 09.03.2019
Чем плоха красная паста? Конечно, ничем. Только немного раздражающе действует.
Я так делаю. Если надо проверить черновик, беру чёрную или синюю, если чистовик, то красную: ярко, заметно, удобно. Надо написать в дневнике какое-то замечание - беру чёрную, она у меня яркая, сочная. И если уж совсем допекут, пишу в дневнике красным.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
11 l@l@ • 20:15, 23.02.2019
Вообще ничего личного, но вот эти новшества из серии "называйте детей не учащиеся, а обучающиеся". Двадцать лет прошло, как сменили название. Это дало положительный результат?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
10 l@l@ • 20:11, 23.02.2019
"Как оптимальный вариант — они НЕ исправляют ошибку ребенка, а подчеркивают ее место карандашом. Если ученик более сильный, подчеркивается все слово с ошибкой или все предложение с неверным знаком препинания. Если ученик послабее, подчеркивается только часть слова, морфема. Или даже только само место ошибки. Затем ребенку дается время для настоящей, а не «галочной» работы над ошибками.
Если исправить самому у ребенка не получилось, то он проделывает путь к обретению истины при направляющей поддержке педагога или родителя, работающего ЗЕЛЕНЫМИ чернилами. Да, на это нужно время." Кто-нибудь подсчитал, сколько времени займёт такая работа у учителя при наполняемости класса 30 человек? А ведь учитель ещё на каждый урок напечатать технологическую карту по ФГОС. А ещё он иногда должен кушать и спать. Давайте всё-таки реально посмотрим на рабочее время учителя. Это первое. Второе. Согласно современным учебным планам, в среднем звене по русскому языку на каждую тему примерно 1-2 часа. Проработав тему, учитель проверяет тетради и планирует следующий урок с учётом того, насколько тема усвоена, выработан навык. Если есть проблемы у значительной части учащихся, они решаются на следующем уроке. При таком подходе, который предлагает автор, корректировка откладывается, заслоняется новым материалом.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Екатерина_Пашкова • 19:46, 24.02.2019
Учитель не должен "на каждый урок напечатать технологическую карту по ФГОС". Это требование отдельно взятой школы/школ. Что не отменяет того, что на работе нужно выкладываться и работать, конечно :-)
[Материал]
avatar
13 l@l@ • 01:27, 25.02.2019
Учитель не должен "на каждый урок напечатать технологическую карту по ФГОС". То есть может без плана на урок прийти? Первый раз слышу. Согласна, учитель должен работать. Но предъявляя требования к его работе, следует видеть реальную возможность их выполнения. Полагаю, что никто всерьёз не изучал, сколько времени в день тратит учитель на проверку тетрадей и написание планов. Потому и придумываются всё более сложные формы. И чаще всего их предлагают люди, далёкие от обычной школы.
[Материал]
avatar
14 Ileo • 01:32, 25.02.2019
можно, конечно...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
9 Комментарии • 15:51, 23.02.2019
Почему-то нас в своё время не пугали красные чернила, которыми учитель проверял наши работы. Это всегда было для всех естественно. В этой статье предлагается проверять работы карандашом, давая ученику возможность исправить ошибку, и только после повторной проверки ставить оценку. Такой подход, когда ученику искусственно натягивают оценку, сводит на нет образовательный процесс. А экзаменационные работы (ЕГЭ и ОГЭ) тоже теперь будут проверять карандашами и возвращать ученикам, чтобы они исправили свои ошибки?!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
8 АдюлМ • 19:51, 22.02.2019
Наших родителей, нас учили и... никаких проблем. Не о красной пасте нужно думать, а о мотивации учащихся, которая приближается к абсолютному нулю. Крик души учителя с 30 летнем стажем.
[Материал]
avatar
7 Комментарии • 18:00, 22.02.2019
Очень хорошая и важная статья. Многих вещей не знала. Буду придерживаться этих простых правил.
[Материал]
avatar
6 defaultNick5357 • 23:02, 21.02.2019
Поколениями учились и ничего плохого к красной пасте не видели.
[Материал]
avatar
4 Tanya19707259 • 21:39, 21.02.2019
Если не ошибаюсь, у Амонашвили Шалвы Александровича была идея подчеркивать зеленой пастой не ошибки, а красиво написанные буквы, выделять то, что нужно закрепить. Он тоже противник красной пасты, а это шестидесятые годы. Так что это не ново. Я пробовала так делать. В первом классе хорошо пошло именно письмо. Детям очень нравилось, когда я подчеркивала им буквы зеленым. Остальное сложно. Да еще проверки приезжают и ругают, мол где это написано, чтобы зеленой пастой писать. В общем - не пошло.
Думаю, если ребенку доходчиво объяснить критерии оценки, почему у него подчеркнуто (зачеркнуто), то он нормально все воспринимает. Главное - взаимопонимание.
[Материал]
avatar
3 Комментарии • 20:44, 21.02.2019
здравствуйте. в Казахстане внедрили ваши мысли. и ничего хорошего не вышло.говорю, как учитель.дети не понимают, где сделали ошибки.Они просто этого не видят.исправление зеленой пастой просто не видно толком.так что это ерунда
[Материал]
avatar
5 БаулоЕМ • 21:45, 21.02.2019
Последнее предложение мне кажется некорректным и слишком категоричным, а с остальным полностью согласна.
[Материал]
avatar
2 Комментарии • 19:52, 21.02.2019
Как хорошо, что мои дети уже закончили школу и выросли настоящими людьми, которые не боятся трудностей, не лицемерят и не подстраиваются в угоду чьих-то интересов. Кого готовит школа сейчас? Голос не повышай, двойки не ставь, на ошибки не указывай - это всё травмирует ребёнка. Из-за такого популизма уровень российского образования ниже плинтуса.
[Материал]
avatar
1 sandr1260 • 19:33, 21.02.2019
Интересная мысль. Но начинать надо с 1 классов и далее продолжать и поддерживать, иначе ничего не будет действовать.
С нынешним поколением студентов, думается, это не прокатит без такой выработанной годами привычки.
[Материал]