Еще 2 причины, почему учителю не нужно пользоваться красной пастой
Именно так, большими буквами, как стена или непреодолимый барьер, как давление и подавление, воспринимается все оформляемое красным цветом.
В ситуации знаков опасности и предупреждения на дорогах, нормируемых правилами дорожного движения, это необходимо. Потому что слишком краток промежуток времени восприятия и последующего осознания, и на этом волоске мгновения висит чья-то или чьи-то жизни. Но даже здесь, если вдуматься, как мы реагируем на красный знак? Что фиксируется в нашей памяти? Психологи провели исследование и выяснилось, что более 80% опрошенных запомнили НЕ что́ именно запрещено, а сам факт запрета. И только при повторном обращении взгляда к знаку поняли его содержание (запрет звукового сигнала, запрет съемки со вспышкой...).
Можно быть уверенным (и многолетняя практика школьных учителей, не кривящих душой, это подтвердит), что то же самое происходит с ребенком и даже взрослым, увидевшим исправления красными чернилами. Он запомнит состояние стресса, опасности, негатива. А при повторном обращении зафиксирует не то, что написано красным (здесь приоритет цвета над содержанием), а то, что перечеркнуто, записано синим или черным цветом чернил. То есть... ошибку.
Столь же бесполезна количественная отработка правильного варианта — после девяти раз правильно написанного слова, 10-ый будет снова с той же ошибкой. Потому что человек — не робот, и лишь малое количество людей обладают фотографической памятью и способны ей осознанно управлять.
Более того, существуют исследования, подтверждающие, что учителя, держащие красную ручку в руке, подсознательно настроены найти ошибку. В одном эксперименте участникам давали прочесть два параграфа сочинения. Им было сказано, что это написано студентом, который учит английский язык, и дано задание поправить его ошибки в правописании, грамматике и синтаксисе.
51 человек использовали красные чернила, другие 51 — синие. Те «учителя», что правили красной пастой, нашли статистически значимо больше ошибок (24,3) чем те, кто правил синей (19,1). Психологи полагают, что красный цвет в этом контексте активирует когнитивные категории провала, неудачи и ошибок. А может быть, и нет, и работает тут тестостерон, содержание которого в крови реально может вырасти от восприятия красного цвета, что порождает агрессивность. А ее, в свою очередь, надо будет ассоциировать с чем-то происходящим — ну, вот, например, с домашней работой ученика.
Что делают грамотные педагоги и родители?
Как оптимальный вариант — они НЕ исправляют ошибку ребенка, а подчеркивают ее место карандашом. Если ученик более сильный, подчеркивается все слово с ошибкой или все предложение с неверным знаком препинания. Если ученик послабее, подчеркивается только часть слова, морфема. Или даже только само место ошибки. Затем ребенку дается время для настоящей, а не «галочной» работы над ошибками. Ему важно
- приобрести и развить опыт самостоятельного поиска и выявления ошибки;
- пережить не стресс, а удовольствие от решенной головоломки;
- пройти стадию поиска и подстановки вариантов с учетом правил и прошлого опыта встреч с данным словом;
- наконец, исправить ошибку и объяснить свою точку зрения.
После чего, если все в порядке, учитель просто стирает карандашную метку. В сознании ребенка закреплено верное решение, освоенный путь к нему и позитив от урока.
Если исправить самому у ребенка не получилось, то он проделывает путь к обретению истины при направляющей поддержке педагога или родителя, работающего ЗЕЛЕНЫМИ чернилами. Да, на это нужно время. Но только в начале пути. Уже на 3-4 занятие этот вариант полностью себя оправдает. И никакой ЕГЭ таким детям не страшен. Потому что они не боятся ошибки, зная, как ее преодолеть. Они не подвержены стрессу и не заблокированы как загнанные волки красными учительскими флажками.
Хотите узнать подробнее о том, как оценивать учеников, о рефлексии и саморефлексии? Пройдите предварительную регистрацию на вебинар, и мы сообщим вам о дате проведения.
Зарегистрироваться на вебинар
Источники исследований:
- Aoki, N. (2004). Harshness of red marks has students seeing purple. The Boston Globe, August 23, 2004.
- Rutchick, A. M., Slepian, M. L., & Ferris, B. D. (2010). The pen is mightier than the word: Object priming of evaluative standards. European Journal of Social Psychology, 40(5), 704-708.
#окрасныхчернилах #краснаяручка #оружиемучителя #красныйцвет #какисправлятьошибкиучеников #работанадошибками
Об авторе: Кудрявцева Екатерина Львовна, PhD. Научный руководитель международных сетевых лабораторий "Инновационные технологии в сфере поликультурного образования".
Еще по теме: Стоит ли писать красной пастой в тетради учеников? Что советуют ученые.
Считаете эту информацию важной? Сделайте репост в социальных сетях.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.