Оксана Барбашина, 01.07.2019 1

Как провести урок-путешествие?


В основе урока-путешествия лежит познавательная дидактическая игра, состоящая в воображаемом путешествии. Она напоминает те игры с фишками, в которые каждый из нас играл в детстве. Ученики при таком построении урока могут использовать воображение, фантазию, абстрактное мышление.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Данный метод учитель может использовать в разных формах, одна из самых распространенных  - путешествие на корабле. Используя эту форму, учителю необходимо определить роли в классе:

  • капитан корабля,
  • помощники капитана и
  • члены экипажа.

По классу можно расставить столы — острова — в качестве станций, каждый из которых должен иметь свой номер и название. Для более комфортного «путешествия» необходимо заранее подготовить путевые листы с заданиями.

Так как в классе есть ученики разного уровня подготовки, задания должны быть разной сложности. Также необходимо предусмотреть дополнительные вопросы, чтобы дать дополнительный шанс попасть на станции.

Станция контроля должна быть обязательной, ее необходимо пройти всем ученикам, поэтому задания лучше составлять на минимальном уровне сложности.   

Подготовка к уроку

Урок-путешествие отличается от рядовых уроков, поэтому и подготовка к нему требуется более тщательная.

Учитель готовит карту с маячками — станциями, которые будут проходить ученики. К каждому маячку прилагаются карточки с заданиями, а также карточки с разными баллами для поощрения, или штрафные карточки за нарушение правил. Можно использовать, так называемые, маячки-сюрпризы, с более сложными заданиями и высокими баллами.

Для заданий можно приготовить презентацию с вопросами, музыкальным или иллюстративным рядом.

Структура урока

  • 1 этап. Учитель знакомит с правилами игры, объясняет о поощрительных и штрафных баллах.
  • 2 этап. Ученики разбиваются на команды, оптимальным количеством будет 2 – 3 команды, определяют капитана, помощников и другие роли.
  • 3 этап. Команды начинают работать по карте и посещать станции.
  • 4 этап. Подсчитываются баллы и награждаются победители.

Пример проведения урока

Обобщающий урок по истории на тему «Смутное время». Учитель готовит слайд с картой, на которой указаны станции:

  • Причины Смуты.
  • Этапы Смуты.
  • Личности эпохи.
  • Герои эпохи.
  • Причины завершения Смуты.
  • Влияние Смутного времени на культуру страны (повышенный уровень сложности).

На каждой из станций есть свои вопросы. Например, на первой станции нужно вспомнить все причины и разбить их на три группы: династические, экономические и социальные.  Если ученики просто называют причины, им дается 3 балла, если разбивают на группы правильно, 5 баллов. И так на каждой станции.

Шестая станция является добровольной, она может занять более сильную команду, пока остальные проходят основные станции.

На каких уроках использовать метод

Урок-путешествие можно использовать для изучения разных дисциплин, например, «Путешествие в страну цифр» на математике или «Путешествие по Москве» на истории.

Хорошо использовать урок-путешествие в качестве заключительного урока. А вы проводите уроки-путешествия? Поделитесь в комментариях, на какие темы.

Автор: Барбашина Оксана Александровна, учитель истории МБОУ СШ №42 г.  Липецка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 ЛЕККА7069 • 22:45, 25.10.2020
Да, я тоже провожу уроки-путешествия. Очень люблю эту форму! Так, в 5 классе мы с ребятами совершили путешествие в таинственный мир Никиты (по рассказу А.Платонова "Никита"), это помогло нам погрузиться во внутренний мир героя, посмотреть на мир глазами этого мальчика, пережить вместе с ним день и таким образом лучше понять авторский замысел. Дети работали по группам: кто-то составлял карту "путешествий" Никиты, кто-то составлял записки путешественника, записывая с кем была встреча и что испытывал герой, ну а другие делали "фотоотчёт", т.е. делали иллюстрации к рассказу, изображали те предметы, которые "оживлял" Никита. Не менее интересным получился урок по сказу "Медной горы Хозяйка" П.Бажова. Учащимся пришлось отправиться на Урал, на завод по добыче малахита. Их задание, узнать, кто такой Степан Петрович, сказочный ли он герой? Для этого дети должны были взять интервью у жителей Урала. Другая группа детей в это время вела журналистское расследование: Медной горы Хозяйка – сказочная героиня или обычная женщина?
[Материал]