Светлана Бирюкова, 01.07.2019 0

Как обучить ребенка выражать свою просьбу? Примеры упражнений в детском саду и школе


Часто ребенок оказывается в ситуации, когда ему необходимо обратиться к кому-либо с просьбой: к воспитателю, учителю, одноклассникам. Возникают сомнения, стеснение, страх получить отказ, не выстраиваются фразы. Поэтому взрослые могут научить их формулировать просьбу. Как это сделать?


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Обучение выражать свои просьбы в детском саду

В детском саду ребенок находится до 12 часов в день. У него возникают потребности, которые требуют удовлетворения. Он обращается к воспитателю с просьбой выйти в туалет, попить, помочь надеть одежду, выполнить задание, что-то переложить, поправить прическу, дать добавки. Воспитатель индивидуально и в группе, в игровой форме обучает детей вежливо выражать свои просьбы.

В игре, объединяя группу детей, воспитатель обучает детей с помощью игрушечного персонажа. Вы тоже можете использовать этот прием.

Игровая ситуация «Кукла Катя хочет рисовать»

Воспитатель обращает внимание детей на громкий плач куклы Кати включается запись плача).

Воспитатель: Катюша, добрый день. Почему ты плачешь?

Кукла Катя (озвучивает воспитатель): Здравствуйте. Я очень хочу нарисовать солнышко. Оно сегодня так ярко светит. Но мои карандаши потерялись. Я не могу их найти.

Воспитатель: Катюша, возможно ты не положила их на место, где-то оставила, а теперь не можешь найти?

Кукла Катя: Может быть.

Воспитатель: Тебе могут помочь найти карандаши наши ребята. Могу помочь я.Если тебе нужна помощь, ты всегда можешь попросить о ней.

Кукла Катя: Попросить? А как нужно просить? Я этого делать не умею…

Воспитатель: Если ты хочешь обратиться ко мне или помощнику воспитателя, нужно назвать по имени и отчеству. Например, Светлана Владимировна. Так зовут меня. Или Ольга Александровна. Так зовут помощника воспитателя. Затем можно добавить добрые слова: будьте добры, будьте любезны и свою просьбу — помогите мне найти мои карандаши. И обязательно использовать волшебное слово «пожалуйста».

Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим — 
Будут все довольны нами.

Итак, можно обратиться с просьбой: Светлана Владимировна, будьте добры, помогите мне найти мои карандаши, пожалуйста. Выражать просьбу нужно спокойным, ровным, доброжелательным голосом. Попробуй.

Кукла Катя: Светлана Владимировна, будьте добры, помогите мне найти мои карандаши, пожалуйста.

Воспитатель: Хорошо, Катюша, я с удовольствием помогу тебе найти карандаши. Только гораздо быстрее мы сделаем это вместе с ребятами. Может быть ты и их попросишь помочь нам? Обратиться сразу ко всем ребятам можно словом «ребята». Попробуешь?

Кукла Катя: Да! Ребята, будьте любезны, помогите нам найти мои карандаши, пожалуйста.

Воспитатель: Поможем, ребята, куколке Кате?

Ребята: Да.

Воспитатель вместе с детьми находит карандаши куклы Кати.

Воспитатель: Вот твои карандаши, Катя.

Кукла Катя: Спасибо.

Воспитатель: Ребята, когда вы хотите о чем-то попросить меня, обращайтесь по имени и отчеству. Обращайтесь вежливо, не забывая употреблять красивые добрые слова «будьте добры», «будьте любезны», «пожалуйста». Это очень приятно. Когда человек вежлив, ему трудно отказать в его просьбе. Так же вы можете обращаться ко всем взрослым, друг к другу.

Иногда требуется срочно обратиться с просьбой к воспитателю, маме, другому взрослому. А тот в это время занят, разговаривает с кем-либо. Тогда лучше обратиться к нему такими словами: «Извините пожалуйста, что перебиваю Вас, можно задать вопрос?».

Аналогичные игровые ситуации систематически повторяются.

Воспитатель постоянно обращает внимание на формулирование детьми просьб и добивается правильных построений фраз. Делает это настойчиво и спокойно. Это значительно помогает детям научиться вежливо выражать свои просьбы.

Воспитатель индивидуально обучает детей обращаться к окружающим взрослым по имени и отчеству, выражать просьбу и обязательно использовать волшебное слово «пожалуйста».

Обучение выражать просьбу в школе

В школе дети становятся старше. Учитель на внеклассном мероприятии уделяет время на обучение детей вежливому выражению своих просьб, шире используя для этого богатства русского языка. Это важно, мак как ребенок попадает в новую социальную среду. Для того, чтобы она была более комфортной, нужно выстраивать доброжелательные отношения, основанные на взаимопонимании, взаимопомощи.

В первую очередь учитель (классный руководитель) в беседе обращает внимание детей на то, что необходимо учиться не только приобретению научных знаний, но и общению с окружающими людьми.

Вариант беседы. В школе рядом с детьми постоянно находятся взрослые — педагоги. Нужно учиться умению обратиться к ним с вежливой просьбой, когда возникает необходимость повторить то, что не совсем расслышал, поднять упавшие с парты предметы на уроке, выйти в туалет, попросить о помощи в выполнении задания. Различных ситуаций возникает множество. Но почему бывает сложно обратиться к учителю? Страшно?

Страх рождается от неуверенности в себе. Кроме того, дети боятся получить отказ.  Часто не хватает нужных слов, чтобы выразить мысли, правильно построить фразу.

Нужно научиться справляться со своим страхом. Быть смелым. Ведь смелость предполагает наличие у человека сильного характера. Поэтому сначала нужно настроиться на обращение с просьбой, пробудить в себе решительность. Затем подумать о том, что в случае отказа в просьбе, ничего страшного также не произойдет.  Возможно, у того, к кому вы обратитесь с просьбой, будет важная причина для отказа. Не стоит поддерживать в себе чувство обиды. Без обиды не будет скованности в общении. Нужно учиться не избегать ситуаций, а справляться с ними.

Очень важно при обращении с просьбой быть спокойным и вежливым.

Далее учителю целесообразнее показать детям разницу между просьбой и требованием.

Ситуативный разговор «Просьба и требование. Основные различия»

Учитель. Ребята, просьба — это обращение к человеку с призывом удовлетворить свои потребности, желания.

Но обратиться можно по-разному. И тогда просьба может стать требованием.

Давайте посмотрим отрывок из фильма «Двенадцать месяцев» (режиссер Анатолий Граник, год выпуска – 1973), где Королева оказывается в ситуации, когда нужно попросить падчерицу подвезти ее во дворец из холодного зимнего леса.

Учитель: Как вы думаете, с просьбой или требованием обратилась Королева к Падчерице? Почему?

(Дети вместе с педагогом делают вывод о том, что Королева выбрала требовательный тон общения, неверно построила фразу).

Рассмотрим, чем отличается требование от просьбы.

 

Просьба

Требование

Употребление во фразе вежливых слов

Вежливые слова употребляются

Вежливые слова чаще всего не употребляются

Интонация

Интонация мягкая, произносится тихим голосом, глядя прямо в глаза

Интонация строгая, повеления

Степень выполнения

Выполняется по желанию

Чаще всего обязательно выполняется

Итак, давайте посмотрим отрывок дальше и узнаем, удалось ли Королеве вежливо попросить Падчерицу и удовлетворить свою просьбу.

Удалось, потому что Королева быстро научилась выражать просьбу вежливо: доброжелательным тоном, глядя в глаза собеседнику, используя «волшебные слова».

Следующий шаг —знакомство с вежливыми словами, которые помогут правильно выразить просьбу.

Беседа с элементами игры «Знакомство с вежливыми словами»

Учитель: Ребята, сегодня и мы с вами научимся правильно строить обращение с просьбой к учителю, одноклассникам.

Давайте прочитаем обращения по столбикам.

(Дети читают вслух обращения первого столбика, затем второго столбика, затем третьего столбика).

Вежливые обращения (с просьбой)

Будь другом …

Прошу тебя…

Будь добр…

Сделай милость…

Не сочти за труд…

Если тебе не трудно…

Я прошу тебя…

Не в службу, а в дружбу…

Я давно хотел к тебе обратиться, выручай…

Вам не трудно…

Вас не затруднит…

Вы не могли бы…

Будьте добры…

Будьте так любезны…

Если вам не трудно…

Я прошу вас…

У меня есть небольшое к Вам дело, я знаю, что Вы разбираетесь в этом вопросе…

Можно мне…

Можно ли мне…

Нельзя ли мне…

Можно попросить об одном одолжении…

Я могу…

Могу ли я…

Не могу ли я…

Я могу попросить…

Не могу (ли) я попросить…

Пожалуйста

Учитель: Ребята, какие из этих слов вы до сих пор не употребляли в своей речи? (Дети читают эти слова.) Данные слова нужно запоминать и активно использовать в речи при выражении просьб. Как вы думаете, по обращению к кому можно использовать слова в первом столбике? (По отношению к одноклассникам, сверстникам, друзьям). По обращению к кому можно использовать слова во втором столбике? (По отношению к учителю, родителям, взрослым). По обращению к кому можно использовать слова в третьем столбике? (По отношению к любому человеку).Почему слово «пожалуйста» объединяет все три столбика? (Потому что его нужно использовать во всех случаях). Как вы считаете, после использования данных слов, захочется человеку выполнить просьбу? (В большинстве случаев).

Хорошо. Сейчас мы составим модель фразы-обращения с просьбой, то есть в каком порядке лучше строить обращения-просьбы.

  1. Обращение. Если вы обращаетесь к ребенку, сверстнику, нужно обращаться по имени. Если вы обращаетесь ко взрослому, то называете его по имени и отчеству.
  2. Вежливые слова. Здесь мы используем слова из таблицы.
  3. Непосредственная просьба.
  4. Благодарность. Мы благодарим человека вежливыми словами: «спасибо», «благодарю».

Учитель: Ребята, будьте добры, попробуйте обратиться с какой-либо просьбой ко мне. Спасибо. (Дети готовятся, затем поднимают руку и озвучивают просьбу).

Дорогие ребята, я прошу вас, обратитесь с какой-либо просьбой друг к другу. Спасибо. (Дети готовятся, затем поднимают руку и озвучивают просьбу).

Учитель: Приятно ли вам было услышать такие просьбы? Захотелось выполнить просьбу? Замечательно!

А как вы отвечали на просьбу? Чаще всего вы использовали слова (фразы): «хорошо», «конечно», «сделаю», «помогу».

Я хочу вас познакомить со следующими допустимыми ответами на просьбу, выражающими согласие: «сделаю все, что в моих силах», «сделаю все, что зависит от меня», «постараюсь», «с удовольствием выполню твою просьбу», «непременно», «разумеется», «безусловно, помогу».

Если человек вам отказывает в просьбе, нужно извиниться перед ним за причиненное ему беспокойство. Это можно сделать одним словом — «извини(те)» или фразой «извини(те) за причиненное беспокойство».

Во всех случаях обращения с просьбой нужно помнить: не следует обращаться с просьбой к тому человеку, которому трудно будет выполнить ее. Тем самым мы ставим человека в затруднительное положение.

Учителю также необходимо познакомить детей со словами, которые используются в случае отказа в просьбе.

Если к нам обратились с просьбой, а мы не можем просьбу удовлетворить, то нужно уметь вежливо отказать. Для этого можно использовать слова, фразы: «я не могу», «никак не могу выполнить просьбу», «не получится», «не смогу», «это невозможно», «к сожалению, не смогу», «я бы с удовольствием, но не смогу», «это не в моих силах», «к сожалению, я бессилен».

Создавая условия для использования обучающимися данных слов, учитель также обязательно предлагает их проговаривать.

Используя предложенные способы обучения, которые можно варьировать, можно успешно помочь ребенку преодолеть неуверенность, быстро и результативно обратиться с просьбой.

Давайте помогать нашим детям использовать все ресурсы для личностного развития!

Автор: Светлана Бирюкова, старший воспитатель МАДОУ "Колокольчик" г. Первомайск Нижегородской области

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?