Способ 1. Увлекательная история
Во время занятия расскажите ученикам историю. Она легко запоминается, так как имеет определенную структуру. В истории есть главный герой, у которого имеются цель, и антигерой, который мешает эту цель выполнить. Преодолевая сложности, герой меняется и растет над собой. Можно главным героем сделать ровесника учеников, тогда сюжет будет им ближе, они смогут почувствовать сопричастность герою и понять, что тоже способны решить задачу. Также у истории есть логическая последовательность действий, которая облегчает запоминание.
Способ 2. Визуальные средства
Вербальная и визуальная информация обрабатывается мозгом по-разному и если использовать их одновременно, то это поможет ученику сохранять интерес к теме как можно дольше.
К визуальным средствам относятся:
- иллюстрации;
- карты;
- диаграммы;
- схемы;
- модели;
- презентации;
- видео.
Например,в качестве иллюстрации можно использовать демонстрацию последовательности или этапов развития. Полезно наглядно показывать изменения с течением времени. Инфографика поможет представить большие числа или анализ данных. Даже просто красивая картинка, подходящая к теме занятия, может привлечь внимание учеников.
Способ 3 . Ограничения во времени или ресурсах
Ограничения создают у ученика ощущение срочности. Это заставляет концентрировать внимание на выполнение задания. Например, предложите ученикам выполнить двадцатиминутное задание за 15-18 минут. Главное, чтобы ограничения были посильны ребенку.
Способ 4. Дилеммы
Предложите ученикам задачу, которая имеет непростой выбор. Хорошая дилемма всегда привлекает внимание. Дайте ребятам выбор между:
- хорошим и очень хорошим вариантами;
- двумя плохими вариантами;
- вариантами, которые содержать плюсы и минусы, но сами по себе разные.
Классическим примером дилеммы является «проблема вагонетки».Звучит она так: «Тяжелая неуправляемая вагонетка несется по рельсам. На пути ее следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка пойдет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?» Есть о чем подумать и поговорить.
Способ 5. Интересные вопросы
Необходимо подобрать такие вопросы, которые потребуют от ученика применить полученные знания или интерпретировать их. Вопрос на знание материала к интересным не относятся. Можно построить все занятие на интриге, задав вначале интересный вопрос. Дальше совместно с учениками найти ответ на него. Например,люди уже давно строят каменные дома. Камни для строительства добывали в каменоломнях. Это было очень трудно.И северные народы придумали себе помощника — воду.Как с помощью воды можно облегчить труд добывания камней в каменоломнях?
Способ 6. Сотрудничество
Поделите учеников на группы и предложите выполнить задание. Например, сделать презентацию на заданную тему и подготовить выступление. Работа в группе требует умения договариваться, оказывать поддержку, выполнять обещания. Все это побуждает слушателя участвовать в процессе и быть внимательным.
Способ 7. Юмор
Юмор помогает сфокусировать внимание и быстрее запомнить материал. Единственно, это достаточно субъективная вещь и использовать шутки надо осторожно. Если вы знаете свою аудиторию и уверены что шутка действительно смешная, тогда ее можно рассказать, чтобы взбодрить слушателя. Можно коллекционировать интересные, юмористические истории и анекдоты по своему предмету, чтобы время от времени вставлять их в свое занятие.
Способ 8. Игра
Для привлечения внимания используйте на занятиях практические методы, вовлекайте учеников в процесс. Чем больше задействованы визуальные, тактильные и слуховые стимулы, тем лучше запоминается материал. Единственное, такие методы как соревнование и награды, могут не только заинтересовать детей, но и отвлечь их внимание от реальной цели обучения.
Способ 9. Ориентация на настоящий момент
Предложите решить ученикам реально значимую для них проблему. Покажите, как они смогут применить полученные знания в своей жизни. Подумайте, как текущие события связаны с уроком. Возможно, использовать популярные сейчас тренды, новые веяния, телевизионные программы и фильмы, чтобы усилить интерес и вовлеченность учеников.
Способ 10. Эмоциональный отклик
При изложении фактов попробуйте добавить к ним эмоциональную окраску. Рассказать на фоне каких событий произошел данный факт и к чему это привело. На основе этой информации ученики составят свое впечатление и смогут легче запомнить материал.
Способ 11. Диссонанс
Предложите ученику что-то, что не совпадает с его привычной картиной мира. Например, в зоопарке появился розовый слон. Но ученик знает, что в природе таких слонов не существует. В этот момент возникает когнитивный диссонанс и человек начинает активно искать объяснение ситуации.
Способ 12. Рассказ о последствиях
В ситуациях, когда ученику приходится делать выбор, основной акцент ставьте на реальных последствиях выбора, а не просто оценивайте правильно или не правильно решена задача.
Все эти приемы знакомы каждому учителю. Чтобы сделать занятие увлекательным достаточно регулярно пользоваться ими и комбинировать. Способность заинтересовать требует от учителя планирования и подготовки.
Об авторе: Борисова Ольга Вячеславовна, учитель информатики, ГБОУ СОШ №456, Санкт-Петербург, Колпино
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.