Елена Сафонова, 23.10.2019 1

Направление «Гордость и смирение»: аргументы итогового сочинения 2019-2020 уч.г.


Гордость понимается христианством (а мы изучаем в основном произведения, созданные писателями-христианами) как смертный грех. Из-за гордыни Люцифер отпал от Бога, что в результате и привело человека к смертности и страданиям. Никакого различия между «гордостью» и «гордыней» церковь не видит.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Однако в светской традиции, установившейся в советские времена, стало принято считать гордыню отрицательной чертой и трактовать как себялюбие, эгоизм, заносчивость, а гордость видеть положительным качеством и понимать как чувство собственного достоинства.

Смирение — понятие христианской морали, осознание себя грешным и недостойным. Смиренный человек не обижается на оскорбления, так как считает их заслуженными, и стремится стать лучше. В житейском смысле смиренным может считаться тот, кто конструктивно принимает критику и не вступает в перепалки. Однако нередко смирение понимается как бесхарактерность, ведомость, слабость характера.

При работе над итоговым сочинением по этому направлению надо помнить, что вопрос о гордости и смирении является остро дискуссионным и освещается в рамках различных религий. Какую бы точку зрения вы ни приняли, не следует давать резких оценок тем, кто с вами не согласен, и особенно надо стремиться избегать уничижительных отзывов о любом из этих качеств, чтобы не задеть ничьи религиозные убеждения.

М. Горький "Старуха Изергиль"

Рассказ можно трактовать по-разному, поэтому он годится для обоснования как мнения, что гордость — это плохо, так и для аргументации тезиса, что гордость — это хорошо.

При этом надо помнить, что сам Горький придерживался второго убеждения, но ведь мы не обязаны соглашаться с автором. Просто свое мнение ему навязывать не надо.

Структура рассказа: 

  • легенда о Ларре;
  • рассказ Изергиль о своей жизни;
  • легенда о Данко.

Ларра— сын орла и женщины, поражен самой ужасной гордыней. Он зверски убивает девушку просто за то, что она его оттолкнула, и демонстрирует презрение к людям. Его прогоняют из племени («Наказание ему — в нем самом!»— говорит один из старейшин), и он вечно бродит один, став уже тенью, но так и не найдя счастья и покоя. «Вот как был поражен человек за гордость».

Жизнь Изергиль поражает безнравственностью. Красивая, гордая и вольная, она ищет все новой любви, ради чего идет даже на преступление. Но она смогла справиться с гордыней и прийти к людям. Она — память племени, сказительница.

Данко — еще один гордый персонаж. Но его душевные силы направлены на помощь людям.  Он даже вырвал свое горящее сердце и осветил им дорогу людям к лучшей жизни. Вроде, по мысли Горького, гордый человек может любить людей и стараться им помочь, даже совершить ради них подвиг. Но посмотрим, с каким презрением говорит он о людях: «Вы только шли, шли, как стадо овец!».

Зачем же он жертвует собой ради «стада»?  Спасает людей, которых сам же и презирает — зачем? Точно ли его сердце горит любовью к людям, а не восторгом самолюбования?

Так что можно трактовать образ Ларры как осуждение гордыни, а Данко — как превознесение гордости (и это в целом соответствует убеждению автора, хотя он не употреблял слово «гордыня»), а можно осуждать обоих и проводить параллели с разными политическими деятелями (лучше из книг, а не из жизни), которые любят человечество в целом и точно знают, как сделать ему хорошо, хотя для этого и придется убить и замучать многих конкретных людей (к примеру, можно сослаться на рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки»).

А.И. Солженицын «Матренин двор»

Рассказ А.И. Солженицына идеально подходит к теме смирения (невольно приходит в голову, что и все направление придумано ради него). «Не стоит село без праведника»,— вот идея произведения и стержень образа Матрены. И праведничество ее — это не стяжание и смирение. Женщина принимает безропотно и несправедливость, и обиды. И это не выученное смирение человека, работающего над собой. Это ее природная черта, которая делает Матрену чужой и непонятной односельчанам. Они охотно пользуются ее помощью, сами ей не помогают и смеются за ее спиной, а она не обижается. Им это непонятно, как и готовность Матрены отдать часть своего дома (горницу) по первому требованию.

Многое в характере Матрены кажется и нам, читателям, странным. Но мы чувствуем какую-то глубинную правоту этой женщины. Вот если бы она поругалась и отказалась отдавать часть дома или требовала материального вознаграждения за помощь соседке, о чем тут было бы писать? Мы все такие. А она не такая. Вспоминаются слова из Библии, обращенные к апостолам: «Вы — соль земли». Соль — это не пища. Такое смирение — удел не многих, а особенных людей. Но именно на них держится село, город или страна. Они нравственная вершина, до которой трудно подняться, но при которой стыдно свалиться в пропасть подлости, жадности и зла.

«Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро

Это роман с элементами антиутопии принадлежит перу британского писателя с японскими корнями, нобелевского лауреата.

Девушка вспоминает о детстве в школе-интернате, об отношениях с подругой и парнем. И сначала только на периферии сознания множатся вопросы: что за странная школа? Что означают эти тайны и недоговорки? Но вскоре все встает на свои места, вот только отгадка по-настоящему ужасна. Эти ребята — доноры. Их зачали в пробирке и растят, чтобы потом произвести серию «выемок», то есть в несколько приемов порезать на органы. Одних начинают оперировать раньше, других — позже. Пока не оперированные курируют нескольких «коллег», у которых «выемки» уже произведены. 

А люди вокруг живут спокойно. Они и не думают возмущаться неслыханным цинизмом этой системы, так как они уверены: клоны не люди, у них нет души. И молодые люди, будущие доноры, не пытаются протестовать. Они безропотно принимают свою судьбу. Только главная героиня и ее возлюбленный пытаются вымолить несколько лет жизни, ведь они любят друг друга, а поняли это только сейчас, когда у юноши уже были «выемки». Но системе это безразлично, и адская машина не приостанавливается ни на день.

Конечно, речь о смирении и готовности к самопожертвованию. Но на благо ли такое смирение? Не становится ли оно оправданием бездушия общества, которому безразличны живые вместилища донорских органов? Или все же виновато общество, а герои книги и в самом деле герои, готовые жертвовать и жертвовать ради жизни тех, о ком они никогда не узнают и кто даже не догадается их поблагодарить?

Это все непростые вопросы, но Исигуро не дает готовых ответов.

Советуем прочитать при подготовке к сочинению:

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
  • Л.Н. Толстой «Война и мир».
  • М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль».
  • Л. Андреев «Иуда Искариот».
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
  • А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
  • А. Платонов «Юшка».
  • Е. Чижова «Крошки Цахес».
  • Прот. А. Торик «Димон».
  • Ю. Вознесенская «Благодарю за любовь».
  • К. Исигуро «Не отпускай меня».
  • ДЖ. Толкин «Властелин колец».
  • Г.К. Честертон «Шар и крест».
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона».

Купить книги для работы с ними можно в интернет-магазине «Лабиринт».

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 Nadin-shvets • 17:15, 30.10.2019
Хороший материал, удачный подбор произведений. А любителям поэзии можно было бы рекомендовать освоить молитвенную тему в творчестве М.Ю. Лермонтова.
[Материал]