25.05.2020 2

Состояние потока во время обучения: как построить уроки таким образом, чтобы ученики чувствовали воодушевление и подъем?


Если взрослые, будучи детьми, не испытывали чувство глубочайшего интереса и сосредоточенности, например, во время занятия учебой, то практически полностью лишаются возможности испытать это чувство и в будущем, а значит, им не доступно ощущение счастья от занятия каким-либо делом. Они могут менять места работы, занятия, быть недовольны жизни, но так и не понять, что же с ними не так. 


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Когда родители платят деньги за обучение детей, стимулируя хорошую успеваемость, они обесценивают знания сами по себе, обесценивают тот интерес, воодушевление, подъем, которые человек может испытывать от факта занятия, а не от вознаграждения за него.

Древние греки воспринимали учебу как лучший вид отдыха (scholea — отдых). Почему? И что нам сделать сейчас, чтобы учеба не воспринималась как неизбежное зло.

Ощущение потока как ощущение счастья в жизни

«Когда цели ясны, есть адекватная обратная связь, а уровень сложности задачи соответствует уровню мастерства, то внимание человека концентрируется и целиком обращается на то, то он делает. Поскольку человеку в потоке требуется вся его психическая энергия, он полностью сосредоточен. Человек чувствует себя сильным, как никогда. Чувство времени искажено: часы летят подобно минутам. Когда человек душой и телом растворяется в том, че занят, любое дело становится ценностью, а жизнь обретает смысл. Полное растворение в потоке — это не столько счастье, сколько ощущение совершенства жизни».

«Поток — лучшие ощущения в жизни, когда действия не требуют усилий. Поток возникает, когда перед нами стоят четкие и ясные цели. Например, поток возникает во время игры в шахматы, теннис: у игрока есть ясные цели и правила, помогающие действовать, не спрашивая, что и как делать. Потоковые виды деятельности обеспечивают почти мгновенную обратную связь, позволяя понять, насколько вы справляетесь. После каждого хода или гейма вы можете сказать, удалось ли вам упрочить свою позицию.

Люди попадают в ситуацию потока, решая задачу, требующую максимального приложения сил».

Как достичь состояния потока на уроке?

«Если вызов стоит перед человеком слишком сложный, то он чувствует себя удрученным, расстроенным, обеспокоенным. Если задачи чрезмерно просты — напротив, расслабляется и начинает скучать.  Если задаче (вызову) противопоставляется высокое мастерство, то возникает глубокая сопричастность и поток, выносящий за пределы обыденной жизни. Обычный день полон скуки и беспокойства, состояние потока дает жизни вспыхнуть ярким пламенем.

Наше ощущение собственной активности, силы и внимательности зависит от стоящих перед нами задач — эти чувства становятся интенсивнее, если мы заняты трудным делом и слабеют, если у нас ничего не получается или нам не к чему стремиться».

Поток способствует личностному росту

«Как попасть в более одухотворяющее состояние потока? Освоив новые умения (из состояния «Подъем») или поставив более сложные задачи (из состояния «Контроль»).

Ощущение потока стимулирует стремление учиться, заставляет осваивать новые умения и ставить более сложные задачи.  Чтобы достичь оптимальных переживаний, нужно приложить усилия, сделать первый шаг». Сначала будет тяжело, скучно, но мере приобретения мастерства и задачи перед человеком будут стоять более интересные. Главное, чтобы уровень мастерства соответствует сложности задач, то человек в своей деятельности будет попадать в состояние потока. Что будет запускать дальнейшее саморазвитие. «Мышца учебы» тренируется также, как и обычные мышцы, постепенно увеличивая нагрузку, постепенно выходя за свои рамки, у человека есть возможность стать сильнее. Но придется немного испытать неприятное чувство, пока не будет достигнуто мастерство: прежде чем начать доставлять радость, нужно сделать начальные вложения сил.

Что мешает высокой успеваемости?

«Грусть, страх, волнение, скука — не дают возможности полностью сосредоточить внимание на решении задачи, потому что нужно в первую очередь восстановить свой внутренний мир. Если же нам не нужно внимание, чтобы копаться в себе и жалеть себя, то мы можем направить его на идею или задачу».

Важность целей

«Намерения, цели и мотивация фокусируют душевную энергию, формируют приоритеты, наводят порядок в сознании. Без них мыслительный процесс протекает хаотично, а эмоциональный фон часто приобретает негативную окраску.  

Поставленные цели определяют уровень нашей самооценки».

Даже если цели поставлены внешними силами (учителем, родителями, работодателем), это лучше, чем полное отсутствие целей. В отсутствие целей человек склонен впадать в разрешение неразрешимых проблем, что порождает тревогу. «Чтобы заглушить ее, человек выбирает методы, вытесняющие ее из сознания: просмотр ТВ, чтение романов, игры, алкоголь, наркотики. Все это помогает снизить уровень хаоса в сознании, но в итоге ощущает безотчетную неудовлетворенность».

«Мало, кто умеет структурировать собственную психическую энергию самостоятельно, без помощи извне». Особенно, дети. Поэтому взрослым нужно помочь им поставить цели и найти мотивацию.

Читайте далее

Написано по книге «В поисках потока. Психология включенности в повседневность» (Михай Чиксентмихайи). (купить на Литрес, читать на Mybook).

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Venus5614 • 13:14, 26.06.2020
Школа настолько изуродована, что нет смысла ни о каких потоках говорить и какие то статьи писать, которые никак с реальностью школы не соприкасаются.
[Материал]
avatar
1 xpymet • 13:38, 28.05.2020
Очень странная статья. Про активную образовательную среду еще в свое время писал Ясвин, а про наличие личностного интереса при обучении можно найти в работах того же Сухомлинского или Ушинского, а также у Выготского в областях ближайшего и дальнего развития. А про сложность задания, так это вообще отдельная тема, так как зависит от первоначальных умений и навыков: для одного линейное уравнение - большая сложность, а для другого (в том же классе) квадратное уже не представляет большой трудности. Для массового образования концепция бесполезна, если речь не идёт об индивидуальных образовательных траектория.
[Материал]