Прием «Займи позицию» (дискуссионный) и методика его использования на уроках
Учитель может помочь ученикам на начальных этапах ведения дискуссионной работы с помощью приема «Займи позицию», или «Шкала мнений».
Принцип работы приема «Займи позицию»
- Для начала ученикам можно представить, как выражают свое мнение по тому или иному вопросу общественные деятели, писатели, критики и т.п., чтобы они поняли общий принцип построения своих высказываний в защиту какого-то мнения, понять структуру аргументации.
- Также можно на начальных этапах представить классу на выбор несколько позицией. Достаточно продемонстрировать это в виде шкалы или таблицы.
Пример. Вопрос, проблема: «Евгений Онегин. Отношение к персонажу».
Положительное, оценочное |
«Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…» (Пушкин) |
Отрицательное, с жалостью |
«Онегин — страдающий эгоист…» (Белинский) |
Отрицательное, сопоставительное |
«Онегин — Митрофанушка Простаков новой формации» (Писарев) |
После того, как ребята увидят таблицу, они смогут сориентироваться, какая позиция подходит им или какую можно добавить.
- Далее учеников нужно распределить на микрогруппы, согласно выраженному мнению. Таким образом, они смогут обсудить свою позицию с единомышленниками, четко сформировать ее и выдать учителю, в качестве готового продукта для последующей работы.
- В классе обобщается материал и делается вывод. На данном этапе перед классом выступает каждая микрогруппа, закрепляя и отстаивая еще раз выбранную позицию. Каждый аргумент оценивается и анализируется, как со стороны педагога, так и со стороны учеников с противоположным мнением. После этого учитель помогает сделать общий вывод.
Например: Мы можем сказать, что Онегин персонаж неоднозначный. Положительными чертами и оценками практически на протяжении всего романа его наделяет сам А.С. Пушкин. Но в конце события разворачиваются так, что герой сожалеет о том, как он поступал раньше… (здесь разумно все сказанное подтвержать текстом произведения).
Реализация приема
Прием «Займи позицию» может быть реализован на уроках по гуманитарным предметам, где достаточно часто нужно выражать и отстаивать собственное мнение, на классных часах, на заседаниях школьного самоуправления.
Что дает прием?
Благодаря использованию данного приема ученики смогут научиться грамотно давать и доказывать личное мнение не только на уроках, но и в жизни.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.