Елена Скобелева, 14.12.2016 0

Прием «Написание эссе» на уроке. Основные ошибки учеников


Эссе — небольшое сочинение по заявленной теме в свободной форме. Особенностью жанра является субъективная трактовка проблемы. Уверенное выполнение учащимися этого задания на экзамене требует длительной работы по формированию навыка выражения своих мыслей в письменной форме. Прием востребован на уроках литературы, русского языка, истории, обществознания, МХК. Как проводить работу по написанию эссе на уроке? Об этом — наша статья.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Можно выделить единый алгоритм написания эссе. Предлагаю следующий вариант:

  • Учитель заранее отбирает тему эссе или высказывание (афоризм), соответствующее изучаемому материалу.
  • На уроке проводится «мозговой штурм» по поводу проблемы, изложенной в высказывании. Отбираются предположения, о чем пишем? Здесь обратите внимание, что вычленяется проблема, а не отбрасывается мнение учащегося.
  • Оговаривается время. Это может быть работа на 5-20 минут.
  • Желающие могут прочитать перед классом свое эссе.
  • После проверки учителем зачитываются лучшие сочинения на следующих уроках.

Какие трудности и ошибки встречаются чаще всего при написании эссе?

  • Необходимость определить актуальность темы. Актуально — значит, востребовано на сегодняшний день. Это соответствие обсуждаемого вопроса нынешней ситуации в мире, стране, жизни человека.
  • Слово «проблема» должно встречаться в начале работы. Автор эссе, показывая актуальность темы, должен четко объяснить смысл фразы.
  • Требование изложения своей позиции приводят иногда к излишней эмоциональности, которая заменяет аргументы и факты. Учащиеся начинают углубляться в свои эмоции, выражая негодование, или, наоборот, восхваляя предмет описания. За такими «словесами» стоит пустота и незнание. Иногда превращают повествование не в работу по обществознанию или литературе, а в рассуждения о себе самом.

А также:

  • Количество фактов и аргументов. Один пример — недостаточно, можно не раскрыть тему; пять — перебор, перегруз, ибо эссе — «малый жанр».
  • Потеря основной нити рассуждений, слабая  связь частей эссе.

Остановлюсь на советах по написанию работы по обществознанию:

  • Соблюдайте соотношение введения (20%), основной части (60%) и заключения (20%). Во введении дается обозначение проблемы, актуальность, своя позиция: согласие (несогласие) с авторским высказыванием. После изложения своей позиции, переходите к основной части, где приводите факты и аргументы с обоснованием.
  • Вспомните и выпишите в черновик обществоведческие термины по теме, грамотно их используйте в тексте.
  • Используйте клише. «Я не могу присоединиться к данному утверждению и постараюсь обосновать свою позицию…», «Проиллюстрируем это утверждение примерами», «Автор затрагивает актуальную проблему…» и т. п.
  • Применяйте тире, самый «современный» знак препинания, который вносит дозированную эмоциональность.
  • Составляйте предложения простые и короткие.
  • Сделайте выводы в заключении.

Об авторе: Скобелева Елена, учитель, МАОУ СОШ №8 г. Полевской.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?