Елена Сафонова, 01.02.2017 0

Прием «Общее — уникальное» как средство развития логических способностей учеников


В соответствии с новыми ФГОС учитель обязан не только обучить алгебре, истории или биологии, но и привить обучающимся различные метапредметные навыки, которые пригодятся ему на любом уроке и в жизни. И в этом отношении прием «Общее – уникальное», при всей его простоте, очень удобен и актуален. Он позволит и научить основным правилам логических рассуждений, и осознать изученный материал в полном объеме. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Суть методики заключается в сопоставлении ряда однородных элементов (например, писателей Серебряного века, металлов, океанов Земли, тригонометрических функций и т.д.). Ученик должен подобрать необходимые для сравнения элементы (или, на стадии обучения методике, это может сделать учитель), вычленить в них общее и уникальное, свойственное только этому конкретному элементу, и распределить их и их качества в схему.

Ее простейший вид такой:

Разумеется, в зависимости от количества элементов (персоналий, понятий, географических объектов и проч.), количество кругов может быть различно.

Задание может использоваться на любом этапе урока. Например, на этапе актуализации (какие-то части схемы останутся незаполненными, создастся ситуация недостатка знаний) или даже на этапе познания нового, когда учитель может заполнить схему совместно с учениками.

Но идеален этот прием на этапе рефлексии, когда ученик уже обладает всей необходимой информацией об элементах схемы (или знаниями о том, где эту информацию можно найти — в таблице Менделеева, в словаре и т.д.).

Предположим, на уроке литературы удобно применить эту методику, изучая произведение с большим количеством персонажей, которых надо как-то осознать, «разложить по полочкам», или в том случае, если необходимо найти между персонажами общее и уникальное, но или то, или другое часто вызывает затруднения у учеников.

Пример 1

Например, различия и сходства:

  • между нигилистами в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • между помещиками в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя;
  • между Раскольниковым и его «двойниками» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Удобен прием «Общее – уникальное» и для обзора литературы какого-либо периода, связанного с господствующим литературным направлением («Поэты-романтики первой половины XIX века», «Русский акмеизм» и т.п.).

Пример 2

Рассмотрим, например, схему «Имена» на уроке русского языка. Ученик должен включить в нее имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (по совету учителя — и местоимение тоже).

Общим у всех имен будет способность изменяться по числам и падежам; уникальным — оттенки значения, особенности изменения и т.д. Допустим, у прилагательного: изменяется также по родам, имеет степени сравнения. Способность обозначать признак не стоит включать в схему, но и считать ошибкой тоже не стоит: признак может обозначать и существительное (гордость, белизна и проч.), но иначе. В сильном классе стоит обратить внимание учеников на это, но для схемы эта информация не годится. Схема на то и схема, что дает сведения схематично и не особенно глубоко. Ее назначение — в осознании учебного материала.

Составление «Общее – уникальное» поможет ребятам систематизировать материал, а значит, лучше понять его и запомнить.

Автор: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?