Прием «Общее — уникальное» как средство развития логических способностей учеников
Суть методики заключается в сопоставлении ряда однородных элементов (например, писателей Серебряного века, металлов, океанов Земли, тригонометрических функций и т.д.). Ученик должен подобрать необходимые для сравнения элементы (или, на стадии обучения методике, это может сделать учитель), вычленить в них общее и уникальное, свойственное только этому конкретному элементу, и распределить их и их качества в схему.
Ее простейший вид такой:
Разумеется, в зависимости от количества элементов (персоналий, понятий, географических объектов и проч.), количество кругов может быть различно.
Задание может использоваться на любом этапе урока. Например, на этапе актуализации (какие-то части схемы останутся незаполненными, создастся ситуация недостатка знаний) или даже на этапе познания нового, когда учитель может заполнить схему совместно с учениками.
Но идеален этот прием на этапе рефлексии, когда ученик уже обладает всей необходимой информацией об элементах схемы (или знаниями о том, где эту информацию можно найти — в таблице Менделеева, в словаре и т.д.).
Предположим, на уроке литературы удобно применить эту методику, изучая произведение с большим количеством персонажей, которых надо как-то осознать, «разложить по полочкам», или в том случае, если необходимо найти между персонажами общее и уникальное, но или то, или другое часто вызывает затруднения у учеников.
Пример 1
Например, различия и сходства:
- между нигилистами в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
- между помещиками в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя;
- между Раскольниковым и его «двойниками» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Удобен прием «Общее – уникальное» и для обзора литературы какого-либо периода, связанного с господствующим литературным направлением («Поэты-романтики первой половины XIX века», «Русский акмеизм» и т.п.).
Пример 2
Рассмотрим, например, схему «Имена» на уроке русского языка. Ученик должен включить в нее имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (по совету учителя — и местоимение тоже).
Общим у всех имен будет способность изменяться по числам и падежам; уникальным — оттенки значения, особенности изменения и т.д. Допустим, у прилагательного: изменяется также по родам, имеет степени сравнения. Способность обозначать признак не стоит включать в схему, но и считать ошибкой тоже не стоит: признак может обозначать и существительное (гордость, белизна и проч.), но иначе. В сильном классе стоит обратить внимание учеников на это, но для схемы эта информация не годится. Схема на то и схема, что дает сведения схематично и не особенно глубоко. Ее назначение — в осознании учебного материала.
Составление «Общее – уникальное» поможет ребятам систематизировать материал, а значит, лучше понять его и запомнить.
Автор: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.