Елена Кайтанюк, 01.02.2017 0

Прием «Два, четыре, вместе». Особенности его использования на уроках


Прием «Два, четыре, вместе» направлен на формирование сотрудничества в процессе обучения. Данный метод дает возможность каждому ученику высказать свою точку зрения, согласовать ее с мнением других и прийти к единому решению вопроса. Это один из способов научить ребенка общению, критически мыслить, формулировать собственные выводы, анализировать и сравнивать свои суждения с мнениями других учеников.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Два, четыре, вместе

В основе приема Два, четыре, вместе лежат концепции Маслоу и Брюннера о разработке методик общего кооперативного обучения, предполагающие совместную учебную деятельность, направленную на достижение определенного результата. Главным преимуществом коллективных форм организации учебной деятельности является сотрудничество, в результате которого формируются следующие качества:

  • Более высокие достижения и более высокая продуктивность учеников.
  • Более заботливые и чуткие отношения между детьми.
  • Большая социальная компетентность и самоуважение.
  • Стабильное психологическое состояние здоровья детей.
  • Положительная взаимозависимость.
  • Индивидуальная и групповая подотчетность.
  • Навыки межличностного общения и общения в небольших группах.
  • Усвоение новых знаний на основе анализа полученных данных в ходе сотрудничества.

Основные принципы методического приема

Чтобы эффективно освоить прием «Два, четыре, вместе» и развить у детей навыки общения в группе, умения убеждать и вести дискуссию, необходимо правильно организовать работу и действовать поэтапно:

  1. Поставить перед учениками вопрос для обсуждения, дискуссии или анализа гипотетической ситуации.
  2. После объяснения вопросов или фактов, касающихся данной ситуации, дать возможность индивидуально обдумать возможные ответы или решения в течение 1-2 минут.
  3. Объединить учеников в пары и предложить обсудить свои идеи друг с другом, заранее предупредив о том, что каждая пара должна прийти к единому мнению относительно решения проблемы. На этом этапе учитель также выделяет время для обсуждения.
  4. Объединить пары в четверки. В этом случае парам удобно развернуться парта к парте. Обсудить проблему уже вчетвером и снова прийти к согласию и единому решению вопроса.
  5. В зависимости от количества учеников в классе можно объединить четверки в большие группы или обсудить проблему коллективно, чтобы выработать единое правильное решение проблемы. По истечению времени ученики определяют, кто будет озвучивать полученный в ходе обсуждения результат.

Предостережением к использованию этого метода является возможный рабочий шум и пассивность отдельных учеников. Тщательная подготовка к уроку с учетом особенностей класса  и потраченного количества времени при обсуждении позволит избежать данной проблемы.

Применение приема Два, четыре, вместе

Использование приема  «Два, четыре, вместе» особенно эффективно на начальных этапах обучения учеников работе в малых группах. Особенно важно использовать данный прием в младших классах для формирования навыков общения и взаимодействия учеников. С помощью этого приема можно достичь любой дидактической цели на любом этапе урока:

  • Усвоение нового материала.

Изучая тему «Климат» на уроках географии, этот прием можно использовать в процессе выяснения влияния холодных океанических течений на формирование прибрежных пустынь Атакама и Намиб. Перед обсуждением учитель обращает внимание учеников на то, что обе пустыни имеют выход к океану и ставит перед ними вопрос:  Почему, невзирая на близость океанов, у побережья сформировались пустынные области?». Этот вопрос довольно сложный, и у учеников могут возникнуть разные предположения, исходя из тех знаний, которые они уже получили на предыдущих уроках. Поэтому результат дискуссий коротко отображают в тетради. Анализируя данные дискуссий, ученики совместно с учителем приходят к выводу о влиянии холодных течений на формирование прибрежных пустынь.

  • Проверка полученных знаний.

На этом этапе можно проверить правильность выполнения упражнений. Это касается заданий, при выполнении которых у большинства учеников возникли трудности. Имея возможность на уроке обсудить все тонкости выполнения работы, ученики быстро находят промахи, из-за которых они не смогли правильно выполнить задание.

  • Закрепление достигнутых результатов.

Примером может служить урок русского языка в 3 классе «Использование глаголов в речи». Детям предлагается фрагмент любимого мультфильма. После его просмотра необходимо назвать все глаголы, характеризующие действия мультяшных персонажей. Дети записывают глаголы в парах, в четверках, а потом один из учеников зачитывает все названные глаголы.

  • Уроки применения знаний, умений и навыков.

Эти уроки связаны с выполнением практических работ, упражнений и задач. После выполнения письменной практической работы по истории «Римская республика» в 5 классе ученики обсуждают свои ответы и делают выводы о том, насколько правильно они справились с заданием.

  • Как этап итогового урока.

После того как ученики дали письменные ответы на тестовые задания, можно обсудить по методу Два, четыре, вместе правильность ответов на вопросы. В этом случае ребенок уже сможет самостоятельно оценить свою работу.

Положительные результаты применения метода

  • Учитель дает возможность ученикам формировать собственный взгляд на решение поставленной задачи.
  • Ученики могут спокойно высказаться по поводу решения проблемы.
  • Дети учатся выслушивать мнения других учеников.
  • Совместное принятие решения относительно лучшего ответа на поставленный вопрос.
  • Оформление результатов совместного обсуждения.
  • Право ученика на отстаивание собственной точки зрения решения проблемы.

Выводы

Уроки с применением приема «Два, четыре, вместе» дают возможность ученикам не бояться высказать собственное мнение и озвучить свой взгляд на решение проблемы. Дети самостоятельно ищут ответ на вопрос, учатся взаимодействовать, принимать точку зрения других, соглашаться или отстаивать свое мнение, опираясь на свои знания и аргументы. Все это повышает мотивацию ученика, придает значимость его личности,  раскрепощает ребенка, вселяя уверенность в собственных силах.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?