Два, четыре, вместе
В основе приема Два, четыре, вместе лежат концепции Маслоу и Брюннера о разработке методик общего кооперативного обучения, предполагающие совместную учебную деятельность, направленную на достижение определенного результата. Главным преимуществом коллективных форм организации учебной деятельности является сотрудничество, в результате которого формируются следующие качества:
- Более высокие достижения и более высокая продуктивность учеников.
- Более заботливые и чуткие отношения между детьми.
- Большая социальная компетентность и самоуважение.
- Стабильное психологическое состояние здоровья детей.
- Положительная взаимозависимость.
- Индивидуальная и групповая подотчетность.
- Навыки межличностного общения и общения в небольших группах.
- Усвоение новых знаний на основе анализа полученных данных в ходе сотрудничества.
Основные принципы методического приема
Чтобы эффективно освоить прием «Два, четыре, вместе» и развить у детей навыки общения в группе, умения убеждать и вести дискуссию, необходимо правильно организовать работу и действовать поэтапно:
- Поставить перед учениками вопрос для обсуждения, дискуссии или анализа гипотетической ситуации.
- После объяснения вопросов или фактов, касающихся данной ситуации, дать возможность индивидуально обдумать возможные ответы или решения в течение 1-2 минут.
- Объединить учеников в пары и предложить обсудить свои идеи друг с другом, заранее предупредив о том, что каждая пара должна прийти к единому мнению относительно решения проблемы. На этом этапе учитель также выделяет время для обсуждения.
- Объединить пары в четверки. В этом случае парам удобно развернуться парта к парте. Обсудить проблему уже вчетвером и снова прийти к согласию и единому решению вопроса.
- В зависимости от количества учеников в классе можно объединить четверки в большие группы или обсудить проблему коллективно, чтобы выработать единое правильное решение проблемы. По истечению времени ученики определяют, кто будет озвучивать полученный в ходе обсуждения результат.
Предостережением к использованию этого метода является возможный рабочий шум и пассивность отдельных учеников. Тщательная подготовка к уроку с учетом особенностей класса и потраченного количества времени при обсуждении позволит избежать данной проблемы.
Применение приема Два, четыре, вместе
Использование приема «Два, четыре, вместе» особенно эффективно на начальных этапах обучения учеников работе в малых группах. Особенно важно использовать данный прием в младших классах для формирования навыков общения и взаимодействия учеников. С помощью этого приема можно достичь любой дидактической цели на любом этапе урока:
- Усвоение нового материала.
Изучая тему «Климат» на уроках географии, этот прием можно использовать в процессе выяснения влияния холодных океанических течений на формирование прибрежных пустынь Атакама и Намиб. Перед обсуждением учитель обращает внимание учеников на то, что обе пустыни имеют выход к океану и ставит перед ними вопрос: Почему, невзирая на близость океанов, у побережья сформировались пустынные области?». Этот вопрос довольно сложный, и у учеников могут возникнуть разные предположения, исходя из тех знаний, которые они уже получили на предыдущих уроках. Поэтому результат дискуссий коротко отображают в тетради. Анализируя данные дискуссий, ученики совместно с учителем приходят к выводу о влиянии холодных течений на формирование прибрежных пустынь.
- Проверка полученных знаний.
На этом этапе можно проверить правильность выполнения упражнений. Это касается заданий, при выполнении которых у большинства учеников возникли трудности. Имея возможность на уроке обсудить все тонкости выполнения работы, ученики быстро находят промахи, из-за которых они не смогли правильно выполнить задание.
- Закрепление достигнутых результатов.
Примером может служить урок русского языка в 3 классе «Использование глаголов в речи». Детям предлагается фрагмент любимого мультфильма. После его просмотра необходимо назвать все глаголы, характеризующие действия мультяшных персонажей. Дети записывают глаголы в парах, в четверках, а потом один из учеников зачитывает все названные глаголы.
- Уроки применения знаний, умений и навыков.
Эти уроки связаны с выполнением практических работ, упражнений и задач. После выполнения письменной практической работы по истории «Римская республика» в 5 классе ученики обсуждают свои ответы и делают выводы о том, насколько правильно они справились с заданием.
- Как этап итогового урока.
После того как ученики дали письменные ответы на тестовые задания, можно обсудить по методу Два, четыре, вместе правильность ответов на вопросы. В этом случае ребенок уже сможет самостоятельно оценить свою работу.
Положительные результаты применения метода
- Учитель дает возможность ученикам формировать собственный взгляд на решение поставленной задачи.
- Ученики могут спокойно высказаться по поводу решения проблемы.
- Дети учатся выслушивать мнения других учеников.
- Совместное принятие решения относительно лучшего ответа на поставленный вопрос.
- Оформление результатов совместного обсуждения.
- Право ученика на отстаивание собственной точки зрения решения проблемы.
Выводы
Уроки с применением приема «Два, четыре, вместе» дают возможность ученикам не бояться высказать собственное мнение и озвучить свой взгляд на решение проблемы. Дети самостоятельно ищут ответ на вопрос, учатся взаимодействовать, принимать точку зрения других, соглашаться или отстаивать свое мнение, опираясь на свои знания и аргументы. Все это повышает мотивацию ученика, придает значимость его личности, раскрепощает ребенка, вселяя уверенность в собственных силах.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.