Материал по любой дисциплине, представленный в виде сплошного потока информации, притупляет внимание и остается практически не осознанным.
Уместно привести пример из личной студенческой жизни. Нам посчастливилось. Историю главенствующей в те времена партии у нас преподавал ветеран войны, утративший зрение после ранения, педагог от Бога. История партии была не самым увлекательным предметом, но наш преподаватель подавал ее структурированными блоками, разбивая тему на подтемы, в каждой из которых присутствовало множество пунктов и подпунктов. Результат превосходил все остальные результаты изучения схожих дисциплин гуманитарного блока, например, философии. Теперь я понимаю, что такое структурирование является, по сути, воплощением методики цветка Лотоса.
Эта методика подразумевает вычленение главного блока (ядра) в любой теме. На востоке особое отношение к числам.
- В связи с этим авторы рекомендуют изобразить гипотетический лотос в виде 9 квадратов (3 по вертикали, 3 по горизонтали). Каждый из этих квадратов нужно также разделить на 9 маленьких (3 на 3).
- Центральный квадрат — сердцевина цветка. Вокруг находятся лепестки (8 квадратов).
- В центральный квадрат сердцевины рекомендуют вписать главную мысль темы.
- Вокруг следует в каждый квадратик (маленький лепесток) вписать 8 аргументов (свойств, характеристик) центрального тезиса.
- В гуманитарных дисциплинах это могут причины или предпосылки события.
- В химии структурные особенности главного характеризуемого вещества.
- Затем аргумент из этих восьми квадратиков следует перенести в центральный квадратик окружающих «лепестков».
- Вокруг перенесенного аргумента в каждый маленький лепесток вписать 8 факторов (свойств, качеств, причин), характеризующих центр «лепестка»
Результаты применения приема
- Наличие незаполненных ячеек будет стимулировать умственную деятельность учеников. Видя пустое место, каждому захочется его заполнить.
- После заполнения всех квадратиков получится зрительно легко запоминающаяся картинка.
- Учитывая, что методика пришла с Востока, авторы дополнительно уверены в магическом влиянии цифр и формы цветка Лотоса на усвоение материала, стимулирование креативного мышления.
Особенности использования приема в наших школах
- Необходимо подавать информацию ученикам в структурированном виде.
- Хорошо, если структурирование будет отображено в образах. В каких-то классах, на определенных уроках это могут быть цветки Лотоса. У младшеклассников это может быть цветик-семицветик. Учитель самостоятельно выберет образ, наиболее близкий и понятный конкретным ученикам.
- «Зацикливаться» на построении квадратиков именно такого количества и формы, наверное, не целесообразно. Излишняя формализация учебного процесса никому пользы не приносила.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.