"Верно — не верно" — прием технологии развития критического мышления. Как использовать этот прием на уроке?
Технология развития критического мышления призвана научить ребенка самостоятельности в рассуждениях, учит работать с информацией, сравнивать ее, оценивать, анализировать, обобщать и применять на практике.
В кратком изложении ТРКМЧП можно представить следующим образом:
- Урок делится на три этапа: вызов, осмысление, рассуждение.
- Роль учителя — координирующая. Педагог всего лишь направляет мыслительный процесс учащихся, указывает путь, но не преподносит готовые решения.
- Для каждого этапа урока разработаны свои приемы, которые призваны решать цели и задачи именно данного этапа.
"Верно — не верно" как прием ТРКМЧП
Прием "Верно — Не верно" давно знаком учителям. Его концепция и алгоритм работы настолько удачно вписались в технологию развития критического мышления, что методисты теперь рекомендуют его проводить именно в рамках уроков по ТРКМ.
Когда использовать прием "Верно — Не верно" ?
Педагогический прием "Верно — Не верно" в рамках ТРКМ удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.
В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.
Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из учеников получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале — после работы с приемом "Верно — Не верно".
Алгоритм работы приема ТРКМЧП "Верно — Не верно"
- Объявляется тема урока.
- Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
- Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
- На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
Пример вопросов для приема "Верно — не верно"
Предмет: история
Тема: Аграрная реформа П. Столыпина.
Вопросы:
- Верно ли, что аграрная реформа была вызвана сложившейся обстановкой в России того времени?
- Верите ли вы, что аграрная реформа Столыпина была выгодна только зажиточным крестьянам?
- Верите ли вы, что реформа имела только положительные последствия?
- Верите ли вы, что реформа привела к росту производительности сельского хозяйства? И т.д.
Нюансы использования приема "Верно — Не верно"
- Вопросы можно не только зачитывать, но и вывести их на экране, активизируя и слуховое, и зрительное восприятие.
- Прием "Верно — Не верно" подходит и при изучении художественных текстов, позволяя учащимся додумывать развитие событий. Так достигается одна из целей урока по ФГОС — развитие творческого восприятия.
- Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация.
При этом учащиеся сначала читают текст, а потом отвечают на поставленные вопросы, отмечая верные и неверные утверждения. Особенно часто такой прием предлагается на уроках английского языка или литературы, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст.
В этом случае обсуждение ответов не откладывается на конец урока, а составленная учащимися таблица анализируется сразу.
- Прием "Верно — Не верно" можно использовать и в качестве домашнего задания. Попросите учащихся дома составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на следующем уроке. Не нужно заранее изучать тему самостоятельно. Важнее чтобы учащиеся высказали предположения, не заглядывая в текст нового параграфа. Предположения должны строиться только на основе уже изученного. Таким образом, развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового.
Хотелось бы отметить, что приемы ТРКМЧП — это не просто новые технологии, призванные разнообразить урок или "украсить" его. Это целая система, использовать которую нужно постоянно и целенаправленно, а не от случая к случаю.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.