Прием "Уголки" на уроке: техника работы с приемом, примеры и рекомендации
Суть приема "Уголки" и общий алгоритм работы
Прием используется на стадии осмысления (на уроках, построенных по ТРКМЧП) после изучения новой темы (текста, параграфа учебника, статьи, художественного произведения).
- Ставится главный вопрос по теме, который предполагает несколько вариантов суждений.
- Класс делится на группы, каждая группа разрабатывает свое видение темы. После этого участники дискуссии "разводятся по углам" и начинается обсуждение. Члены группы высказывают свою точку зрения, приводя факты и подтверждая свои убеждения примерами. Противники могут критиковать. Затем группы меняются ролями.
- На заключительном этапе дискуссии выступают аналитики.
Цель приема: придти к общему мнению, выбрав одну точку зрения.
Трудности использования "приема "Уголки" и как их преодолеть
- Главный вопрос для дискуссии следует выбирать такой, который бы предполагал множественность (по крайней мере, двойственность) решений.
Случай из практики: на уроке истории было предложено обсуждение вопроса "Значение реформ Петра I". Ученики, как один, решили, что реформы носят исключительно положительный характер, поэтому спора не получилось.
- То же касается и выбора текста. Желательно, чтобы текст был многозначным, предполагал разное отношение к описываемому событию или суждению. Наиболее действенно прием "уголки" работает, если предложить текст, который ученик может "примерить на себя", представить себя в главной роли, увидеть схожесть с обычной жизнью.
- Основная сложность приема "Уголки" — "развести детей по углам". Если вы только начинаете применять этот прием на практике, то можно и самому педагогу предложить варианты противоположных точек зрения.
Например, на уроке литературы устроить дискуссию по вопросу: Печорин — положительный ли отрицательный герой? При этом заранее разделить класс на две группы, одна из которых будет приводить доказательства, что герой — положительный, другая выискивать аргументы "против".
Важно! Такой урок не будет считаться уроком по ТРКМЧП, так как он лишен главного условия технологии — самоопределения учеников, их самостоятельного выбора мнения.
- Вовлечение детей в дискуссию должно проводиться плавно. Эту работу можно разбить на несколько этапов:
- После изучения текста каждый ученик формулирует собственное мнение по главному вопросу и записывает его в тетради.
- Далее учащиеся объединяются в группы, выбирая "коллег" со схожим мнением. Те ученики, чья точка зрения отличается от всех, может присоединиться к одной из групп, либо войти в состав аналитиков (жюри).
- Теперь каждая группа формулирует свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из текста, фактами.
- При формировании групп важно, чтобы в каждой были распределены роли. Ведущий — наблюдает за тем, чтобы обсуждение не свелось к многоголосице, следит за временем и за тем, чтобы каждый член группы принял участие в обсуждении. Дежурный — оформляет (письменно, устно, графически) мнение группы и логическое расположение аргументов и доказательств.
- ТРКМЧП предполагает, что для приема "Уголки" нужна еще и группа аналитиков. Их задача: наблюдать за ходом дискуссии, отмечать этапы формирования разных точек зрения, разработать критерии оценивания, оценить выступление каждой группы и объявить победителя.
В начальных классах или таких, где только начинают знакомство с приемами критического мышления, роль аналитика может исполнить учитель, либо группа сильных учеников.
Несмотря на кажущуюся сложность, дети быстро осваивают технику приема "Уголки", с удовольствием включаются в дискуссию. Да и сама работа проводится в быстром темпе, не отнимая много времени.
Было бы интересно узнать мнение учителей, которые уже использовали прием "Уголки" в своей практике: что оказалось сложным, а что понравилось?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.