Механизм работы интеллект-карт заключается в том, что любая информация, поступающая в мозг, может быть представлена в виде нейрона: в центре находится мысль (объект, понятие), а от нее расходятся лучи, воплощающие собой ассоциации, связанные с данной мыслью. Множество таких ассоциативных карт образует ассоциативную сеть, носителями которой являются нейроны мозга. Ассоциативная сеть есть не что иное, как память человека. Идея педагогического приема состоит в том, чтобы уловить мысль в определенный момент времени, отразить причинно-следственные связи мысли с известными понятиями и найти место на этой карте новым информационным объектам.
Как использовать прием интеллект-карт на уроках?
Этапы создания интеллектуальной карты:
- Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.
- В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
- От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
- Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
- Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.
- Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.
Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:
- выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
- расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);
- определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).
Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта?
Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:
- развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
- формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
- получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
- умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
- умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
- развитие критического и рефлексивного мышления.
Ученики, применяющие майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.
Примеры использования приема mind maps на уроках и дома
При работе с текстовым материалом главная мысль текста помещается в центр. От нее лучами расходятся сюжетные линии, которые обрастают фактами, образами, характерами, настроением. Таким способом представленная информация запоминается быстрее.
Интеллект-карты на уроке географии
Например, при изучении темы «Гидросфера» на уроке географии лучиками станут такие понятия, как мировой океан (лучами второго порядка станут названия океанов), поверхностные воды (ассоциации — орошение, обводнение) и подземные воды (лучи — почвенные, артезианские, грунтовые).
Интеллект-карты на уроке литературы
При изучении произведений А.С. Пушкина по литературе лучами первого уровня будут выступать сказки, поэмы, стихи, проза, биография, Пушкин в культуре. Для ветви сказки, ветвями второго порядка станут названия сказок, а ветвями третьего уровня — изображения героев.
Интеллект-карты на уроке истории
При изучении темы «Петр Первый» по истории главными ветвями могут быть: биография царя, правление, интересные факты, кораблестроение, достижения.
Планирование проекта
Разработка научного проекта. В центр помещается тема, которую нужно раскрыть. Лучиками расходятся ассоциации, которые впоследствии формулируются в задачи исследования.
Подготовка к экзамену
Подготовка к экзамену. При изучении вопроса рисуются мысленные образы — ассоциации. На повторение изученного тратится меньше времени, поскольку воспроизведение материала становится более осознанным и осмысленным.
Также интеллектуальные карты хорошо применять при подготовке к пересказу текста.
Об авторе: Федотова Марина Анатольевна, учитель математики и информатики.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.