Метод свободных ассоциаций как прием для развития мышления и памяти на уроках в школе
Ассоциации обнажают сущность человеческой мысли
с удивительной отчетливостью.
Ф. Гальтон
Описание метода
Продуктивнее работать в небольших группах, поэтому, если класс большой, лучше разделить его на 2-3 группы. Затем ставится определенное задание по теме. Задание должно подразумевать многовариантность.
Ученики начинают называть слова, которые приходят на ум: первые попавшиеся, пусть даже самые невероятные — в общем, все, что выражает их отношение к заданному вопросу, теме, ключевому слову.
Все слова и ассоциации фиксируются на доске (бумаге).
Затем начинается этап анализа: ученики должны попробовать объяснить возникшую ассоциацию, привести пример, развить идею.
Варианты использования метода "свободных ассоциаций" на уроке
1. Для развития творческого мышления
Например, при изучении художественного текста — читаете текст не до конца. Затем предлагаете ученикам "набросать" слова, мысли, идеи, образы, которые возникают в голове после прочтения части текста.
Допустим, читаете сказку "Колобок" до того момента, как герой встретил Лису. Теперь останавливаетесь и предлагаете детям поработать по методу свободных ассоциаций. Какие ассоциации у них возникают при слове "лиса"? Возможные ответы: рыжая, хитрая, милая, красивая, пушистый хвост, охота, хищник и т.д. Главное — не останавливать поток.
Теперь нужно попытаться объединить слова и на их основе придумать возможную концовку. Вариант: Хитрая и ловкая хищница не упустит своего шанса и обманет Колобка.
2. Для развития памяти
Здесь несколько другой алгоритм работы.
Предлагается ряд слов, которые, на первый взгляд, никак не связаны. Например: кофе — собака — море.
Теперь ученики должны по очереди представлять себе образы и пытаться их связать. Варианты могут быть самые невероятные и фантастические. Например, ароматный, свежий кофе в яркой большой кружке ранним пасмурным утром. На улице дождь, а в комнате стоит эта кружка с кофе и манит, обещая наслаждение.
Чем ярче будет картинка в голове, тем лучше. Представили образ? Теперь переходим к следующему слову. Появляется собака. Она может быть любого размера, любого цвета (даже зеленая в оранжевую полосочку), она может быть плюшевая и т.д. Собака подходит к кружке и опрокидывает ее. Важно как можно ярче представить себе эту картинку.
Дальше работаем с третьим словом — море. Кофе разлилось и на полу просто море ароматной жижи.
Суть в том, что если после создания такого яркого видеоряда в мыслях, ученики без труда вспоминают все заданные слова и порядок их расположения в списке.
Безусловно, каждый учитель может адаптировать метод "свободных ассоциаций" для своего предмета, исходя из темы и целей урока.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.