Галина Шутова, 11.02.2016 0

Метод свободных ассоциаций как прием для развития мышления и памяти на уроках в школе


Метод свободных ассоциаций используется по большей части в психологии и психолингвистике. Но адаптированный вариант этого метода может с успехом использоваться и в процессе обучения. Свободные ассоциации позволяют детям учиться мыслить раскрепощено, оказывается задействованным эмоционально-чувственный аспект восприятия, что делает обучение более эффективным и насыщенным. Выстраивая ассоциативный ряд, дети учатся анализировать взаимосвязь между словами, находить закономерность, развивается творческое и логическое мышление, улучшается память.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Ассоциации обнажают сущность человеческой мысли
 с удивительной отчетливостью.
Ф. Гальтон

 

Описание метода

Продуктивнее работать в небольших группах, поэтому, если класс большой, лучше разделить его на 2-3 группы. Затем ставится определенное задание по теме. Задание должно подразумевать многовариантность.

Ученики начинают называть слова, которые приходят на ум: первые попавшиеся, пусть даже самые невероятные — в общем, все, что выражает их отношение к заданному вопросу, теме, ключевому слову.

Все слова и ассоциации фиксируются на доске (бумаге).

Затем начинается этап анализа: ученики должны попробовать объяснить возникшую ассоциацию, привести пример, развить идею.

Варианты использования метода "свободных ассоциаций" на уроке

1. Для развития творческого мышления

Например, при изучении художественного текста — читаете текст не до конца. Затем предлагаете ученикам "набросать" слова, мысли, идеи, образы, которые возникают в голове после прочтения части текста.

Допустим, читаете сказку "Колобок" до того момента, как герой встретил Лису. Теперь останавливаетесь и предлагаете детям поработать по методу свободных ассоциаций. Какие ассоциации у них возникают при слове "лиса"? Возможные ответы: рыжая, хитрая, милая, красивая, пушистый хвост, охота, хищник и т.д. Главное — не останавливать поток.

Теперь нужно попытаться объединить слова и на их основе придумать возможную концовку. Вариант: Хитрая и ловкая хищница не упустит своего шанса и обманет Колобка.

2. Для развития памяти

Здесь несколько другой алгоритм работы.

Предлагается ряд слов, которые, на первый взгляд, никак не связаны. Например: кофе — собака — море.

Теперь ученики должны по очереди представлять себе образы и пытаться их связать. Варианты могут быть самые невероятные и фантастические. Например, ароматный, свежий кофе в яркой большой кружке ранним пасмурным утром. На улице дождь, а в комнате стоит эта кружка с кофе и манит, обещая наслаждение.

Чем ярче будет картинка в голове, тем лучше. Представили образ? Теперь переходим к следующему слову. Появляется собака. Она может быть любого размера, любого цвета (даже зеленая в оранжевую полосочку), она может быть плюшевая и т.д. Собака подходит к кружке и опрокидывает ее. Важно как можно ярче представить себе эту картинку.

Дальше работаем с третьим словом — море. Кофе разлилось и на полу просто море ароматной жижи.

Суть в том, что если после создания такого яркого видеоряда в мыслях, ученики без труда вспоминают все заданные слова и порядок их расположения в списке.

Безусловно, каждый учитель может адаптировать метод "свободных ассоциаций" для своего предмета, исходя из темы и целей урока.  

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?