Марина Федотова, 14.12.2016 0

Прием «Непрерывная шкала мыслей», или «Бесконечная цепочка». Как использовать прием на уроке: советы, рекомендации, примеры использования


Педагогический прием «Непрерывная шкала мыслей» («Бесконечная цепочка») — это дискуссионный вид работы на уроке. Он используется, чтобы научить детей запоминать большие объемы информации, быстро вспоминать и свободно выражать свои мысли. Прием описан авторами М. Зигановым и В. Козаренко в книге «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления». 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

С помощью непрерывной шкалы мыслей связывают события, знания о знаменитых личностях, исторические даты, факты и хронологическую последовательность. Бесконечная цепочка позволяет запоминать объемные параграфы по истории, литературе, географии. Запоминание информации произойдет лучше, если она раскрывается путем дискуссии.

Как использовать прием «Непрерывная шкала мыслей» на уроке?

Определяется мысль к запоминанию. Подбирается ассоциация. Ассоциации всегда связываются попарно. Не всегда ассоциация напрямую определена темой, а порой, не имеет ничего общего с ней. Мысли обрастают подробностями, деталями, которые в процессе воспроизведения из памяти наполнят образы содержанием, разнообразят и обогатят текст.

Когда образовалась прочная связь между первым и вторым образом, тогда первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. Затем образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом, которая наполняется содержанием. Получается так называемая шкала мыслей, которую продолжают до исчерпания темы. Когда цепочка мыслей припоминается, то в сознании возникают по три-четыре-пять образов.

Применяют горизонтальную шкалу мыслей — первый образ размещается слева, последующие — правее. Мысли сменяют друг друга как на кинопленке, но попарно.

Вертикальная шкала подразумевает запоминание информации снизу вверх. При впоминании цепочка воспроизводится в том же порядке.

Получают временные бесконечные цепочки, связывающие знания, полученные на прошлом уроке, с новой информацией.

Пример использования приема на уроке географии

На уроке географии при изучении темы «Тихий океан» получена следующая цепочка мыслей:

1 пара: Тихий океан → в слове «тихий» 5 букв. Океан разделяет и одновременно соединяет берега пяти континентов. Учащиеся под руководством учителя вспоминают названия континентов, в чем различие континента и материка, показывают их на карте.

2 пара: в слове «тихий» 5 букв → в «тихом» омуте черти водятся — поговорка, дающая намек, что тишина не всегда бывает тихой. Это значит, что на дне океана много вулканов, частые движения земной коры, разнообразие органического мира. Рассматривается рельеф дна, «огненное кольцо» планеты, океанические хребты. Затрагивается вопрос о климате, ветрах, ураганах.

3 пара: в «тихом» омуте черти водятся → в «тихом» омуте тайфуны, штормы водятся. Рассматриваются вопросы, связанные с климатом: ветрами, волнами, температурой воды.

Приведенный пример поясняет, как из шкалы мыслей сложить запоминаемую цепочку ассоциаций, наполнить ее тематической информацией.

Ученикам сообщается, что использован прием «Непрерывная шкала мыслей», формирующий в памяти бесконечную цепочку информации, состоящую из ассоциаций, образов, цифр, символов, который они могут применять при самостоятельном изучении темы и ее запоминании.

Об авторе: Федотова Марина Анатольевна, учитель математики и информатики.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?