Основы приема
Аббревиатура SWOT: Strengths — сильные стороны, Weakness — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы. Использовать прием можно тремя путями:
- Составляя план будущего урока.
- Анализируя с учениками проведенный урок.
- Позволяя ученикам самостоятельно оценить проведенный урок.
Самостоятельная работа с приемом активно практикуется с учениками старшей школы.
Для применения приема выделите слабые и сильные стороны урока, оцените возможности образовательной среды для обеспечения урока, укажите угрозы, которые нужно преодолеть во время урока. Под возможностями понимают полноту задействования потенциала учащихся.
Под угрозами стоит понимать все школьные и внешкольные аспекты, влияющие на успеваемость. Например, использование мобильных телефонов на уроках, потеря интереса к исследуемому предмету, «пожиратели времени» — видеоигры, беседы с одноклассниками во время урока, отвлеченные занятия и т.д.
Пример применения
Для примера проведем SWOT-анализ классического урока по русской литературе и русскому языку, подразумевая, что все методические материалы и техническое обеспечение урока находятся в удовлетворительном состоянии. Это значит, что к уроку подготовлены интересные факты, видеоряд по теме урока, а преподаватель имеет возможность использовать эти материалы на уроке.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
В этом столбце ответьте на вопрос: насколько использованы возможности образовательной среды.
Использование видеоряда, применение диалога с учениками, задействование визуального и слухового канала восприятия одновременно. |
Противостоял ли урок угрозам?
Общаясь с учителем или просматривая видеоряд, ученики не отвлекаются на посторонние дела. Но по окончанию диалога или видеоряда, начинают между собой активное обсуждение, что может привести к потере концентрации внимания. |
Возможности и задачи преподавателя: предупредить обсуждение в небольших кружках и вывести его на уровень всего класса, позволяя всем высказаться гласно.
Советы
Составляя подобную таблицу для грядущих уроков, учитель может сразу же выявить недостачу технического обеспечения, а также моменты, в которых потребуется усиленная работа с учениками.
Предоставьте ученикам самостоятельно предоставить вам список «угроз» — этот прием подсознательно поможет им меньше отвлекаться на посторонние дела во время урока.
Об авторе: Матвеева Владислава Анатольевна, старший преподаватель ВУЗа, репетитор.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.