Семь образных приёмов рефлексии в конце урока. Как можно завершить урок?
Букет настроения
В начале урока учитель раздаёт детям бумажные цветы разных цветов, в самом простом варианте красные и голубые. На доске/листе бумаги изображена ваза. В конце урока педагог просит детей прикрепить к вазе красный цветок, если им понравился урок и они узнали что-то новое, или голубой цветок, если урок не понравился. Можно предложить ребятам и более разнообразный спектр цветов: жёлтый, синий, зелёный. В конце урока цветы собираются в корзину или вазочку.
Цветик – многоцветик
В целом очень похожий на «Букет настроения» приём. Из цветных лепестков дети выбирают тот, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
Дерево чувств/дерево настроения
Ещё одна вариация рефлексии с использованием цвета. Ученики вешают на дерево яблоки красного цвета, если чувствуют себя хорошо и комфортно, если некомфортно – зелёного.
Лучики солнца
Предлагаем детям представить себя лучиками солнца. На доске/листе бумаги изображено несколько солнышек без лучиков с разными эмоциями (минимум два: радостное и грустное). В конце урока учитель просит прикрепить свой лучик на солнце согласно своему настроению.
Перечисленные техники обычно используются для рефлексии эмоций. Вместо цветов, лепестков или яблок можно использовать и обычные разноцветные карточки. Далее представлены приёмы для рефлексии состоявшейся деятельности.
Светофор
«Светофор» поможет ученикам оценить свою деятельность на уроке. Преимущество этой техники в том, что со светофором и значениями его цветов знакомы все: зелёный цвет – всё понятно, жёлтый – есть затруднения, красный – много непонятного. Можно раздать в начале урока каждому ученику набор карточек трёх цветов, а в конце урока попросить поднять карточку выбранного цвета. Или же изобразить светофор на доске/листе бумаги и попросить учеников прикрепить стикер (можно именной) на соответствующий их ощущениям сигнал светофора.
Млечный путь
Педагог просит детей оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звёздное небо. Каждый ученик оценивает свой вклад в работу группы, прикрепляя звезду определённого цвета:
- красный цвет – не доволен, мог сделать гораздо больше,
- жёлтый – мог бы работать лучше,
- зелёный – сделал всё возможное для успеха группы.
Звёздочки наклеиваются на плакат, затем можно организовать обсуждение.
Советы и рекомендации
Есть очень важное примечание для использования перечисленных техник. Если несколько учителей в одной школе используют один и тот же приём рефлексии, стоит договориться о едином значении цветов, символов и образов, чтобы дети не путались, и им не приходилось каждый раз запоминать новую расшифровку.
Вот примеры, какому настроению какой цвет может соответствовать (конечно, можно придумать и свою систему цветов):
- красный – восторженное,
- оранжевый – радостное, тёплое,
- жёлтый – светлое, приятное,
- зелёный – спокойное;
- синий – неудовлетворённое, грустное,
- фиолетовый – тревожное, напряжённое,
- чёрный – упадок, уныние.
Есть и более сложный вариант: учитель может попросить детей выбрать цветную карточку, звёздочку и т.п. и самостоятельно объяснить значение своего цвета.
Смотрите также:
Образные способы рефлексии имеют бесспорные преимущества: они легко готовятся, быстро проводятся и наглядно отражают итог урока: преобладающее настроение, отношение к уроку и т.д. Из перечисленных приёмов можно выбрать один наиболее близкий для класса или использовать разные техники в зависимости от тематики и содержания занятия.
Эти приёмы можно использовать для любого вида рефлексии: эмоциональной, рефлексии деятельности и содержания материала, стоит лишь изменить расшифровку цветов или образов.
Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки "Study Place".
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.