Лариса Фадеева, 13.09.2015 0

Вокальная и инструментальная работа на уроках музыки: советы педагогам


Основное направление уроков музыки — не разговоры о музыке, а формирование личного творческо-исполнительского опыта. Под этим нужно понимать не только опыт пения детских песенок, но исполнение вокальных произведений — арий, романсов, фрагментов из опер и пение фрагментов из инструментальных произведений — сонат, симфоний, увертюр, концертов, пьес и т.д. Также необходимо искать подходы не только к серьезной вокальной работе на уроках, но и инструментальной. Автор статьи делится собственным опытом вовлечения детей в вокальную и инструментальную работу на уроках.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

«Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление создать что-то свое, новое  лучшее», — предлагает Д.Б. Кобалевский в своей программе.

Необходимо заметить, что непосредственно выражать и раскрывать творческую природу музыкального искусства могут лишь методы, вырастающие из интонационного подхода, которые позволяют школьникам активно использовать накопленный интонационный опыт для собственного музыкального творчества.

Развитие творческих способностей в пении

Универсальный способ развития творческих способностей в пении заключается в применении интонационной теории на практике.

Во-первых, обязательно следует рекомендовать в пропевании каждой интонации находить основной образ, эмоциональную характеристику, которую и пытаться выразить в пении. В большинстве своем учащиеся ничего не выражают, когда поют. Хорошо, если делают свое пение тише или громче — и это все. Наполнение же исполняемой музыки эмоциями делает процесс исполнения живым, творческим. Начинать следует прямо с первых уроков. Например, фольклорные песни-попевки («Дон-дон», «Уж как шла лиса», «Дождик» и т.д.) Уже с первых исполнений можно предлагать ребятам определить, кто поет: лиса, медведь, заяц, волк и т.д. В зависимости от того, в «образе» кого ребята поют, меняется характер исполнения, темп штрих, окраска звука и др.

Во-вторых, следует находить еще одну интерпретацию одного и того же произведения. Исполняя одну и ту же попевку, желательно спеть ее хотя бы от имени двух героев, чтобы ребята почувствовали, что одно и то же произведение может звучать по-разному. Это потом пригодится в понимании разных интерпретациях одного классического произведения

В третьих, желательно выстраивать драматургию исполнителя, чтобы были и завязка, и развитие, и кульминация, и финал. Это предаст исполняемому произведению эмоциональную выстроенность и, совместно с интонационным под ходом, даст возможность ученикам выразить свое отношение к исполняемому произведению.

Развитие творческих способностей в инструментальном музицировании

Игра на музыкальном инструменте способствует развитию музыкальности учащихся. В условиях массового музыкального воспитания, когда в классе находится до 30 детей, это сделать очень трудно. Однако есть вариант обучения всех без исключения учащихся игре на пластмассовой свирели с шестью отверстиями.

Исполнение первых попевок, потешек, колыбельных песен должно основываться на интонационном подходе. Когда в каждом исполнении выражается свой образ, характер, а уже для этого применяются определенные штрихи и способы звукоизвлечение: Гаккато, легато, нон легато и т.д.

Список произведений, который полностью или частично можно исполнять на свирели:

  • русские народные песни: «Во саду ли, в огороде», «Во поле береза стояла», «Светит месяц», «Солдатушки»,  «У зари-то, у зореньки».
  • произведения зарубежных композиторов — И.С. Бах. Аве Мария; Волынка. Л. Бетховен — Ода к радости; Сурок; И. Брамс — колыбельная. Д. Верди — песенка герцога; Г. Гендаль-Пассакалья; Э. Григ — Песня соловья; Утро; В. Моцарт — хор Послушай, как звуки хрустально чисты; И. Штраус — Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шуберт — Аве Мария; Р. Шуман — Веселый крестьянин.
  • Произведения русских композиторов А. Бородин — хор Улетай на крыльях ветра, Ноктюрн из Квартета №; М. Глинка — Ария Сусанина, хор Слався, Жаворонок; Д. Кабалевский — Доброе утро, Ежик; С. Рахманинов — Концерт для фортепиано с оркестром №3 (1 ч.) Н. Римский-Корсаков — третья песня Леля, Колыбельня Волховы; М. Мусоргский — рассвет на Москве-реке; С. Прокофьев — Вставайте, люди русские; П. Чайковский — Утренняя молитва, Марш деревянных солдатиков, Старинная французская песенка, Танец маленьких лебедей.

Не обязательно играть все произведения от начала до конца. Но и нельзя ограничиться только их разучиванием. Некоторые из этих произведений, необходимо не просто сыграть, но и исполнить, то есть создать исполнительский план, придумать другую интерпретацию и т.д.

Сочинение вокальных мелодий, зерен вокальных мелодий-интонаций в стиле определенного жанра, произведения

С самых первых занятий мы предлагали учащимся сочинять небольшие вокальные мелодии (зерна-интонации) в стиле тех жанров, который им хорошо знакомы: марши, колыбельные, танцы. Учащиеся легко и с интересом справлялись с этими заданиями.

Далее мы предлагаем учащимся попробовать импровизировать в духе и образе классического произведения, еще им неизвестного. Так, можно предложить сочинить мелодия о богатырях, стоящих дозором на границах русской земли (перед прослушиванием 1 части «Симфонии №2» А. Бородина); утреннюю мелодию (перед прослушиванием «Утра» Э. Грига); «Вальс метели» (перед слушанием Вальса Г. Свиридова).

 Методика сочинения

  • Учащимся предлагается передать в своей мелодии определенное настроение, погрузившись в конкретную ситуацию (соответствующую названию и программному содержанию музыкального произведения).
  • Учащийся поет свою импровизацию. Учитель предлагает еще раз повторить ее, для того, чтобы это мелодия зафиксировалась в памяти, а не была все время разной.
  • Затем класс повторяет это мелодию.
  • Учитель записывает эту мелодию нотами и уточняет ее вместе с ребенком, который ее сочинил.
  • Желательно, чтобы сочинил свою мелодию еще хотя бы один ребенок. Тогда есть возможность сравнить 2 варианта, показать ребятам разные подходы к решению данной задачи.
  • Когда ребята войдут в образный мир данного произведения, учитель предлагает им послушать композиторское произведение.

Конечно, музыкальные примеры, сочиненные детьми, уступают классическим образцам, но они дают великолепную «пищу» для сравнения своего творчества и творчества гениев. При таком подходе интерес учащихся к инструментальным произведениям значительно возрастает, а сами занятия приобретают более творческий характер.

Сочинение инструментальных мелодий, зерен-интонаций в стиле определенного жанра, произведения

Чтобы превратить процесс обучения игры на свирели в творческий, а не копирующий, предлагается ряд способов развития креативных способностей.

После простых упражнений на повторение вслед за учителем несложных музыкальных фрагментов, можно попросить задавать мелодический образец кого-то из учеников. Важно оговорить заранее: образ чего будет выражать музыка — дождика, колыбельной, поезда, лошадки, ручейка, мячика и т.д., на скольких звуках будет исполняться попевка, какой будет размер и сколько тактов в ней. Лучшие варианты желательно записать.

Сыграть свою мелодию в определенном жанре: полька, вальс, марш, и т.д.

Предыдущие задания можно делать, задавая простую гармоническую последовательность (T-S-D-T) в тональности соль мажор или ми минор, а каждый ученик играет свою импровизацию в этой гармонической последовательности.

Возможны варианты преобразования мелодии, пьесы:

  • в другой размер (из 2/4 в 3/4 и наоборот и т.д.)
  • в другой жанр (польку в вальс, марш, мазурку и т.д.)

Импровизация на двух свирелях, в которой исполнители могут меняться ролями:

  • учитель играет вопрос, ученик — ответ;
  • ученик играет остинато, а учитель — импровизацию;
  • ученик играет свободную импровизацию, учитель подхватывает ее.

Сочинение в стиле определенного композитора

Этот метод применяется лишь на том этапе музыкальных занятий, когда у учеников накапливается определенный опыт в общении с произведениями композиторов, когда они усвоили наиболее характерные для их стиля интонации.

Учащимся предлагается вспомнить и напеть известные им мелодии какого-нибудь композитора, а затем вычленить наиболее характерные интонационные обороты этого композитора и всем пропеть их. Если это получается, то логично переходить к следующему этапу сочинению мелодий в стиле конкретного композитора. Эта работа сводится к попытке вплести в свою вокальную импровизацию характерные мелодические обороты данного композитора. Повторение всем классом вариантов мелодий с последующим выбором той, которая наиболее соответствует интонационному строю данного композитора, является заключительным этапом детских опытов сочинения.

Сочинение поэтического текста к мелодиям песен, романов, хоров композиторов- классиков и своим собственным

Ученикам предлагается сочинить слова к мелодии из неизвестного им вокального произведения.

Сначала разучиваем с детьми мелодию данного сочинения (без слов). Затем определяем ее у и стилю к этой мелодии. Ученики предлагают свои варианты, а учитель помогает сохранить нужное число слогов в строчке и срифмовать. В завершении работы учащиеся сравнивают и отбирают лучшие варианты.

Руководствуясь высказыванием музыковеда В.В. Медушевского, «в интонации спрятан человек», мы заметили, что в результате подобного сочинения ученики стали точнее воспринимать «музыкального героя» произведения, и безошибочно определять, кто выражен в музыке — ребенок, взрослый, пожилой, юноша, девушка, мужчина, женщина, один или несколько человек, их эмоциональное состояние, манера поведения, характер.

Каким я вижу развивающее обучение на современном этапе? Конечно, по-прежнему, это деятельный подход, наличие практических работ (хореография, пластика, пение по нотам, слушание, игры, сочинения музыки). Разнообразие форм ввожу не для развлечения детей, а для изменения ракурса рассмотрения закономерности жизни, то есть необходимо углубление понимании. Стараюсь планировать деятельность детей, а не свою собственную. Считаю необходимым наличие в уроке философской идеи с выходом на эпоху, личность композитора, собственное «Я» ребенка. По этому, чаще всего, в проектировании уроков традиционной направленности использую проблемно-поисковый метод, метод полифонизма, дающий развивающий эффект, метод создания художественного контекста с выходом на жизненные ситуации. В нетрадиционных урочных формах использую сюжетно-ролевые игры, обращаюсь к рецензии на песню, сочинению- обобщению по материалам урок. И вот тогда понимаешь, что только через детское музыкальное исполнительство, через их творческое отношение к самой музыке мы сможем воспитать творчество ученика.

Об авторе: Фадеева Лариса Ивановна, учитель музыки, ГБОУ Средняя Общеобразовательная Школа № 400 г. Москвы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?