Изучение башкирских и татарских произведений в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Примеры пьес и комментарии к ним
Редакторы многих известных сборников для начинающих пианистов собрали музыкально полноценный, эстетически высококачественный материал для практического обучения. Они справедливо считают, что музыка высокого качества с первых лет должна формировать оценочный критерий ребенка, который в дальнейшем сможет служить надежным компасом для ориентировки в огромном разнообразии музыкальных явлений.
В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. А.Д. Артоболевская, пианистка, заслуженный учитель.
Вместе с необходимыми для общения словами и фразами мы учим детей любить родной язык, чувствовать его поэзию и красоту. Столь же непреложной необходимостью надо считать ознакомление с языком музыки. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе. Малышам, делающим первые шаги, конечно, труднее. Полагаясь на свой опыт, считаю, что раннее приобщение к своей национальной культуре будет иметь свои положительные результаты.
Речь идет о параллельном изучении башкирских и татарских произведений, ставших классикой народного творчества.
Музыкальное образование на селе становится более доступным. Наш поселок многонациональный. Опыт более двадцати лет работы подсказал идею — использовать параллельно с общепринятым программным материалом несложные обработки татарских и башкирских произведений. Аналогичные сборники, конечно, существуют, но не всегда доступны по разным причинам. В данной разработке предлагается ряд пьес для исполнения на фортепиано в первый год обучения. Обработки сделаны с учетом принципов построения, необходимых для достижения конкретных целей в освоении каких-то определенных элементов: постановки рук, изучение штрихов, ритма, и т.д.
Таким образом, мы решаем две задачи. Не отрываясь от основной программы, изучаем богатую музыкальную культуру своего народа.
Мама, папа, бабушка, дедушка будут приятно удивлены, услышав знакомые мелодии в исполнении любимого чада. А ребенок, в свою очередь, будет горд своим исполнением… Похвала взрослых стимулирует в малыше интерес к дальнейшему обучению. Он понимает, что не просто учится, он приносит радость окружающим! Именно это и является главным на начальном этапе обучения — привлечь, заинтересовать. Остается и дальше поддерживать интерес к умению работать и стремлению изучать родную культуру.
Музыкальное наследие нашего народа богато и разнообразно. Многие произведения стали классикой современной культуры. Это не только жемчужины народного творчества. Это и произведения некоторых башкирских композиторов, занявших свое место в копилке культурно- исторических ценностей Башкортостана. Иного и талантливых обработок народных песен. В основном — для уже состоявшихся музыкантов или для учащихся старших классов музыкальных школ.
В сборнике несколько пьес для начинающих. Известные татарские и башкирские мелодии в предлагаемой обработке для фортепиано в 2 руки; позиционное построение с передачей движения из руки в руку; несложное сопровождение и простейшие приемы подголосной полифонии.
Порядок прохождения помещенных в сборник номеров в значительной мере определяется интуицией педагога, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка, от уровня подготовки к моменту знакомства с той или иной пьесой. Некоторые мелодии автор позволила себе упростить (в основном за счет мелизмов) для удобства исполнения детям.
Татарские и башкирские пьесы и краткие пояснения к ним
Баик — песня, прославляющая красоту гор. Пьеса поможет детям свободно овладевать пространством, мягко перенося руку с одной точки на другую. Чтобы не было замедления, возникает необходимость усиленной проработки ритмического рисунка. Мы сначала несколько раз простукиваем ритм на подставке. Пьеса хорошо развивает координацию, внимание, тренирует ритмические навыки, штрих legato при переходе из правой руки в левую.
Карабай. Перед разбором пьесы желательно рассказать комический сюжет пьесы, чтобы ребенок понял ее игривый характер. Пьеса требует внимательности в использовании ключевых знаков, тренирует ритмические навыки (ровный переход от восьмых к шестнадцатым) и свободный переход одной руки в другую.
Татарская народная песня. Песня учит выразительной фразировке. Очень важно на ней вырабатывать различные градации звука. Разучивая пьесу, можно включать воображение ребенка. О чем поется в песне? Одна ученица предположила, что это колыбельная: похожие мелодии она слышала от бабушки…
Апипа. В этой яркой пьесе хорошо очерчена жанровая специфика и национальный колорит башкирского народа. И здесь дети сталкиваются с выразительной пентатоникой, попеременно исполняемой то левой, то правой руками. Резкое появление шестнадцатых только подчеркивает идеально ровный ритм восьмых, что придает большую выразительность танцевальному характеру пьесы.
Качаются лодки. С именем талантливого композитора Газиза Альмухаметова можно знакомить уже теперь, рассказав в доступной форме о его нелегкой судьбе и его творчестве. Именно от детей, услышав знакомую мелодию, взрослые узнают, что у этой «народной» песни есть автор. Желательно, чтобы ученик смог показать своей игрой плавное течение реки Дема и покачивание лодки.
Есле гел. Мелодия с ритмическим и ладовым своеобразием звучит в правой руке на фоне меняющихся квинт в левой. Пьеса требует специальной обработки ритмического рисунка партии правой руки и свободного перехода от одной квинты в другую - в левой. Желательно выучить наизусть, чтобы свободное исполнение дало возможность услышать красивый мелодический узор.
Горная песня. На фоне квинты в левой руке звучит ровная, уверенная мелодия правой руки. Исполняя красивую мелодию, дети учатся правильно (куполом) держать кисть в левой руке. Желательно обсудить аппликатуру вместе, чтобы ученик понимал: смена пальцев должна быть грамотной, не спонтанной. А своей игрой он должен показать характер ловкого, мужественного башкирского джигита.
Семь девушек. Многим нравится плавная мелодия этой популярной башкирской песни. Необходимо проследить за правильным размещением акцентов. Здесь можно попробовать использовать различные нюансы, штрихи, а для заучивания выбрать понравившийся вариант. В основном, цель — умение провести предложения на legato, ведь мы показываем, как плавно танцуют стройные, гибкие башкирские красавицы.
Этот материал, как и другие хрестоматийные пьесы, учит детей передавать музыкальный образ и характер исполняемых пьес. Приведенные выше примеры помогут педагогам в работе в приобщении детей к национальному творчеству в раннем возрасте.
Использованная литература:
- Музыка и время. 4-2003. Статья «Принципы эстетического воспитания».
- Николаев. Вступительная статья. Фортепианная игра. 1-2 классы.
- Д. Шайхутдинова. Сольфеджио. Методическое обучение.
- Йырлайык, дустар. 2 вып.1982. Башкнига.
- А. Д Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Изд.6
Об авторе: Гареева Альфия Раисовна, преподаватель музыки, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» с. Кармаскалы.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.