Семь игр, направленных на формирование адекватной самооценки у детей 6-7 лет
- Задание «Картинка настроения»
Цель: развитие у детей умения определять и оценивать свое эмоциональное состояние на данный момент; оценка педагогом общего эмоционального состояния группы детей.
Содержание задания: Дети выбирают картинку, которая близка их настроению, объясняя свой выбор. Важно обратить внимание на цвета, которые ребенок выбирает. Яркие, теплые тона выражают радостное настроение; а темные, холодные выражают грустное, тревожное. Обязательно спросить, почему такое настроение. Задание можно проводить как в начале занятия, так и в конце занятия.
Картинки на тему:
- «Солнышко и тучка» (солнышко — веселое настроение, тучка — грустное, половинка солнышка и тучки — спокойное);
- «Бабочки» (нужно посадить бабочку на ромашку);
- «Дерево» (нужно прикрепить листочки к дереву, листочки красного, желтого и зеленого цвета);
- «Маска» (выбрать маску с настроением).
- Игра «Найди свою группу, игрушку»
Цель: учить оценивать работы сверстников, формировать навыки самоконтроля, умение выражать свое мнение о наиболее понравившихся работах сверстников.
Ход игры: детям предлагается собраться в группе возле тех работ, которые, по их мнению, выполнены наиболее:
- красиво или некрасиво;
- правильно или неправильно;
- быстро или медленно и т.д.
Где соберется самая большая группа, та работа и лучшая. Оказывается можно оценить свою работу без помощи взрослых.
- Задание «У меня не получилось, потому что…»
Цель: развитие у детей умения оценивать свое выполненное задание, учить анализировать причины, которые повлияли на его неудачное выполнение, формировать навыки самоконтроля, соотносить результаты выполненного задания с его целью.
Содержание задания: После выполнения задания детям предлагается проанализировать его и отметить, что помешало его выполнению, сделать отметку в круге под нужной картинкой.
Задание проводится как с одним ребенком, так и с группой детей на занятии. Использовать можно после выполнения каждого задания или в конце занятия. Точно по такому же принципу можно предложить детям рассказать, что помогло ему при выполнении задания (например: помог сверстник, хорошо знал правило, не отвлекался и т. д.).
Картинки:
- часы — не хватило времени;
- ? — неправильно понял задание;
- игрушка — отвлекался;
- О — неинтересное задание;
- ! — трудное задание;
- Игра « Волшебная палочка»
Цель: развивать умение оценивать сверстников.
Ход игры: Дети передают по кругу волшебную палочку и говорят о сверстниках то, что им сегодня в них понравилось, на кого из детей они хотели бы походить, благодарят друг друга за работу активными способами (хлопая в ладоши и т.д.), подбирая для каждого сверстника добрые слова.
Игра используется в ситуациях, когда необходимо выслушать мнение всех детей или получить ответ на определенный вопрос.
- Задание «Незаконченное предложение»
Цель: учить детей рефлексировать и анализировать свои умения, навыки, возможности, знания в словесной форме.
Содержание задания: Детям предлагается продолжить начатое предложение педагогом.
- Мне помогло выполнить задание…
- Мне мешало выполнить задание...
- Я думаю, что моя работа… (понравится — не понравится, хорошая — плохая)
- Я узнал…
- Мне было полезно…
- Я хочу узнать…
- У меня на занятии получилось лучше всего…
- Мне весело, грустно...
- Я умею…
- Я могу…
- На занятии я...
- Я хотел бы в себе изменить…
- Мне было интересно… (рефлексия интересов) и другие вопросы.
Данные вопросы можно задавать детям на любом этапе занятия, как отдельным детям, так и группе детей. Формулировка вопроса зависит от того, что необходимо «отрефлексировать» у детей.
- Игра «Подарок»
Цель: учить оценивать сверстника положительно, формировать притязание на признание.
Ход игры: Детям предлагается оценить и поблагодарить сверстника за то, что:
- кто-то тебе сегодня помог на занятии;
- чья-то работа тебе понравилась;
- того, благодаря кому у тебя все получилось.
Дети дарят друг другу сердечки.
Можно проводить как в конце занятия, так и после отдельных заданий.
- Игра «Кубик – помощник»
Цель: развитие у детей умения определять и оценивать свое эмоциональное состояние на данный момент; оценка педагогом общего эмоционального состояния группы детей.
Ход игры: Дети передают по кругу кубик, на котором нарисованы разные пиктограммы и рассказывают:
- о своем настроении в конце занятия
- о своих чувствах, которые переживали на занятии (например: я радуюсь, потому что…; мне было радостно когда…, я был удивлен, потому что… и т.д.)
Проводится с группой детей.
Об авторе: Бабушкина Ирина Викторовна, педагог-психолог, Общеобразоватеньная автономная некоммерческая организация "Образовательный центр "Лучик".
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.