Марина Гладко, 07.12.2016 0

Как развивать логическое мышление у ребенка? Восемь типов упражнений на развитие логического мышления детей (начальных классов и не только)


Хорошо развитое логическое мышление, умение анализировать, классифицировать и обобщать являются залогом успехов в учебе. Основы мыслительной деятельности закладываются еще в дошкольном возрасте, но наиболее бурный период развития мышления приходится на время начального обучения. Важно, чтобы этот процесс не был спонтанным, а проходил целенаправленно и содержательно, с использованием специальных упражнений на умение выделить существенное, обобщать.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Как развивать логическое мышление в начальной школе?

Важнейшими компонентами мыслительной деятельности являются умения:

  • классифицировать;
  • систематизировать;
  • обобщать.

Эти умения развиваются и родителями, и воспитателями в детском саду, базовые навыки логического мышления являются одним из критериев готовности ребенка к школе, однако развитие этих умений продолжается и в начальной школе, и даже позднее.

Как ребенок мыслит?

Умения выделить существенное и обобщать происходит по такому алгоритму:

  • проанализировать свойства предмета;
  • сравнить его отдельные элементы;
  • соотнести конкретный объект с общим понятием;
  • найти общие признаки;
  • разделить существенные и второстепенные свойства;
  • определить предмет в соответствующую группу;
  • объединить схожие предметы.

Особенности детей младшего школьного возраста

Для развития этих логических операций важно выбирать такие педагогические средства и виды деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Необходимо учитывать следующие факторы.

  • Дети любят играть, поэтому большинство занятий должно проходить в игровой форме.
  • Ребенок не умеет долго сосредотачиваться на выполнении задания, имеет неустойчивое внимание, значит, в упражнениях следует использовать нестандартные игровые ситуации, элементы проблемности, необходимость поиска решений.
  • В силу особенностей развития шести- семилетки обладают образным мышлением (мыслят образами, «картинками»), на базе которого развивается логическая мыслительная деятельность. Вследствие этого для заданий необходимо подбирать наглядный материал: картинки и иллюстрации.
  • Дети спонтанны в своем поведении. Желательно организовать в классе специальный уголок для самостоятельной познавательной деятельности, где расположить дидактический материал, настольные игры и т.д.

Упражнения на логическое мышление можно использовать во время уроков, на внеклассных мероприятиях или на специальных психокоррекционных занятиях.

Упражнения на логическое мышление:  умение находить существенные признаки и обобщать подобные предметы

«Четвертый лишний»

Для этого упражнения нужно подготовить карточки с изображением четырех предметов, трое их которых имеют общие характеристики. Ребенок должен определить признак, по которому эти три предмета похожи, и назвать предмет, у которого данный признак отсутствует.

«Что общего»

Необходимо подготовить карточки с изображением нескольких 3-5 предметов, которые имеют общий признак. Ознакомившись с ними, ребенок должен определить, что их объединяет.

В 3-4 классах можно использовать просто перечень слов. Например:

  • Компот, котлета, каша, борщ.
  • Коза, свинья, корова, лошадь.

Чтобы учить детей выделять существенный признак, это задание можно усложнить. Нужно предлагать проанализировать характеристики трех предметов, объединенных по общему значению. Однако в этой группе два предмета должны иметь еще и другой, объединяющий только их признак. Например:

  • Овца, волк, заяц — все вместе животные, но волк и заяц еще и дикие звери.
  • Книга, карандаш, тетрадь — это школьные принадлежности, но книга и тетрадь сделаны из бумаги.

«Составляем загадку»

Детям раздаются картинки предметов. Можно объединять детей в пары или тройки. Все группки получают разные изображения. Ребята должны дать ответы на ряд вопросов и по ним составить загадку. Вопросы примерно следующие:

  • Какой предмет?
  • Из чего сделан?
  • Какой формы?
  • Какой на вкус?
  • На что похож?
  • Для чего предназначен? Где используется?

«Поиск нового»

Задание заключается в том, чтобы у двух, на первый взгляд абсолютно разных предметов, найти общие признаки. Например:

  • Лодка, кастрюля — имеют внутри углубление.

«Магазин»

Учитель должен подготовить картинки с различными предметами и табличками с названиями отделов. Дети объединяются в группы. Их задание выбрать из общего количества предметов товар, который соответствует назначению их отдела.

После такого распределения проводится второй этап упражнения. Детям дается задание «купить» предметы, которые имеют признак, указанный учитель. Например:

  • купить товар, который имеет обертку красного цвета;
  • купить товар, в составе которого есть клубника;
  • купить товар, необходимый для приготовления борща.

«Добавь недостающий предмет»

Детям предлагается карточка, на которой изображена таблица с предметными картинками в ячейках. В каждой строчке одна ячейка остается пустой. Необходимо определить существенный признак всех предметов в ряду и подобрать недостающий предмет.

В 3-4 классах задание можно усложнить — найти предмет, который будет соответствовать по своим характеристикам предметам, расположенным в одном с ним ряду и столбце. 

«Подбери противоположное»

Ребенку предлагается, ознакомившись с изображенными на карточке предметами, выявить их существенный признак и добавить предмет, который обладает противоположным ему признаком.

«Часть — целое»

Дети должны по отдельному элементу назвать целый объект. Лучше предложить деталь, которая есть у нескольких предметов. После их называния можно попросить назвать и другие признаки, общие для всех этих предметов.

Также для развития умения выделять существенное рекомендуется предлагать детям упражнения на установление закономерностей.

Такие упражнения можно придумать самостоятельно, но также такие задания часто печатаются в детских периодических изданиях, специальных учебных пособиях.

Задания подобного рода могут быть в компьютерных играх, приложениях для смартфонов, а также в виде интерактивных презентаций.

На нашем сайте вы можете посмотреть презентации для начальной школы Лидии Петровны Фокиной. Например, серия "Гимнастика для ума".

Смотрите также:

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?