Кризис младшего школьного возраста, или Многие проблемы родом из детства. Каковы особенности детей 6-8 лет?
Принято было считать, что младший школьный возраст находится в возрастных пределах от 7 до 11 лет. Кризис его приходился на возраст 7 лет и многими педагогами приравнивался к понятию готовности ребенка к школе. Однако практика настоящих лет показывает, что лишь немногие дети идут в школу в полных семь лет, следовательно, и кризис в полной мере может проявляться уже в шесть. Есть и другой вариант: обучение в школе не связано в первый год с настоящей интеграцией в среду. Поэтому, настоящие признаки кризиса можно заметить, скажем, в восемь лет.
Можно выделить несколько внутренних изменений у ребенка, которые говорят о становлении упомянутого «социального Я»:
Игра отходит на второстепенный план
Нет, безусловно, младший школьник увлеченно играет. Кстати, играть он будет еще не один год. Просто меняется само отношение к игре. Очень часто такие игры несут в себе нечто большее:
- пробу своих организаторских способностей;
- борьбу за лидерство;
- выявление «слабого звена» в классе.
Поэтому, важно обращать внимание на подобное поведение детей. Определенного ребенка несколько раз попробовали исключить из игры. Возможно, это претендент на «изгоя» или «козла отпущения» в классе. Что делать?
- Важно пресекать подобные моменты. Авторитетный учитель стремится вводить такого ребенка в игровой круг.
- Однако, не просто так: главным должен стать принцип единства класса. Мы вместе — мы сила. Если кто-то «выпал», нас меньше, и мы уязвимей.
Здесь же стоит обращать внимание на слишком агрессивное поведение в игре, стремление добиться своего любой ценой. Как правило, такое поведение подкрепляется отношением в семье. А значит, от этого ребенка стоит ожидать еще много сюрпризов поведения. Чтобы расставить все точки над i, с таким ребенком важно поработать школьному психологу: проективные методики легко проясняют ситуацию в семье. Плохо, что с родителями работа складывается, как правило, тяжело. Тем не менее, это повод учителю внутренне настроить себя на то, что многие нормы и правила придется внушать такому ребенку самостоятельно.
Переоценка ценностей
Для ребенка важным становится то, что ранее вообще не имело никакого значения. Например:
- оценки в школе;
- отношение к нему определенных людей, одноклассников;
- поощрение и похвала учителя.
Здесь очень важно дозировать негатив. Безусловно, когда в классе более тридцати маленьких личностей, и каждый, как говорится, кто в лес, кто по дрова, сложно оставаться холоднокровным и спокойным к концу занятий. Тем более обидно, когда на задачу, которую еще вчера все решали, сегодня смотрят так, как будто первый раз ее видят. Но, это свойственно детям этого возраста. Было интересно — помнили, перестало быть интересно — забыли. Так что здесь главный совет педагогу: почаще глубоко дышать и не расстраиваться.
Более тяжелая ситуация складывается в тех коллективах, где ценностями становятся материальные блага: хорошие телефоны, ноутбуки, поездки за границу… Причем, если в небольших населенных пунктах это сводится к понятию «есть-нет», то в отдельных школах это перерастает в «гонку вооружений» самыми топовыми и дорогостоящими моделями.
Многое зависит от политики учебного заведения. Нужно минимизировать такое соперничество еще в первом классе. Психологу можно подготовить лекцию, где должен прозвучать четкий пункт: если родители участвуют в показной гонке за сокровищами и статусом — это психологическая проблема родителей, которой не место в стенах школы. Хотя, чего уж греха таить, в данный период функционируют множество школ, где такое поведение скорее норма, чем исключение. И это ни у кого не вызывает негативных эмоций, потому как весь родительско-ученический коллектив такой. Так что последнее слово здесь, конечно, за администрацией. А непосредственно учителей и психолога должна волновать лишь крайне выраженная болезненная реакция ребенка на подобные явления.
Изменение эмоциональной сферы
Ребенок младшего школьного возраста на все склонен реагировать слишком эмоционально. Главными поведенческими реакциями могут быть:
- манерность;
- кривляние;
- подчеркнутая искусственность действий;
- аффективные приступы;
- агрессия;
- истерика.
Да, это может быть плач. Но этот плач имеет совсем другой характер. Часто ребенок становится нервозными и с высоким уровнем тревожности период кризиса младшего школьного возраста, а в дошкольном возрасте у ребенка такие особенности не наблюдались.
Важно правильно трактовать подобные «выходки». Как на это реагировать? Спокойно. Главное, чтобы таким поведением не достигался результат. Иначе желание впадать в истерики, кривляться или вступать в аффективные конфликты для достижения своей цели станет привычным поведением во взрослой жизни. А если цель таким поведением не достигнута, значит, не стоит его повторять. Ведь ребенок в этом возрасте учится оценивать результат своих действий.
Что можно сказать, подводя итог. Кризис младшего школьного возраста — важный и судьбоносный этап становления маленького человека. Он может наложить отпечаток на способность взаимоотношения в коллективах на протяжении всей жизни. В этот период может сформироваться стойкие поведенческие линии: склонность к истерическим приступам, аффективному поведению при решении конфликта, или, наоборот, умение работать в команде, адекватно оценивать свое поведение и т.д. Педагогическому коллективу и школьному психологу стоит приложить все усилия, чтобы дети преодолели этот кризис и приобрели нужные навыки и знания.
Об авторе: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, практикующий психолог.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.