Светлана Макаревич, 03.11.2013 21

Как похвалить ученика: 10 правил эффективной похвалы

Неправильной похвалой можно навредить ребенку
Похвала – очень действенный и тонкий педагогический инструмент. Молодые учителя не всегда знают, как правильно и эффективно похвалить ученика. Надеемся, что им помогут 10 золотых правил учительской похвалы, познакомиться с которыми можно в нашем материале.   

Обсудить статью (уже 21 коммент.) Опубликовать свой материал
«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог. Как правильно похвалить ученика? Предлагаем вместе разобраться в этом вопросе.   

Ценность учительской похвалы

Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании.

Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. А ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке  и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно убедить ребенка учиться, и учиться с удовольствием. Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.

Золотые правила учительской похвалы  

Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила.

1.    Хвалите за старательность!

Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке русского языка за отличный диктант можно так: «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе, повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить: «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки! У тебя врожденная грамотность!» А на уроке английского языка хорошей мотивацией станет похвала на английском.

2.    Хвалите действия, а не личность!

В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. А это, как говорится, тема для отдельной статьи.

3.    Четко обозначайте, за что хвалите!

Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке рисования можно обратить внимание на детали рисунка: «Какую красивую вазу с фруктами тебя удалось изобразить!». При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! Настоящий художник!» Если это уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником. 

4.    Хвалите в меру и по делу!

Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху. Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно  ожидает одобрения практически каждого своего действия. А когда не получает его, искренне недоумевает. К тому же похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам.  

5.    Хвалите не только «любимчиков»!

В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их  успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент.

6.    Останавливайтесь на хорошем!

Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на  уроке математики за интересное решение одной задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты решил эту задачу необычным способом! А на остальные примеры даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога.

Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения. 

Кстати, не менее важно учить родителей правильно хвалить своих детей.

7.    Не противопоставляйте одного ученика всему классу!

Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа.  Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика на уроке химии, если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с ребенком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников  не столько зависть, сколько агрессию. А ведь этот ученик ни в чем не виноват!    

8.    Хвалите без сравнений!

Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.
 
9.    Подкрепляйте похвалу!

Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.

10.    Запаситесь «Я-посланиями»!

Более действенной является та похвала, при выражении  которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке литературы можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.
 
Похвала – очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. Разумная учительская и родительская похвала связана с разумными ожиданиями, и большинству учеников удастся их оправдать. Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная. Ищите повод похвалить своих воспитанников, и вы обязательно его найдете!

Фото: Екатерина Пашкова.
 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
21 veronikaartemmeva • 01:41, 10.07.2017
Очень хочется чтобы похвала послужила стимулом к дальнейшей учёбе, а не к лени ученика! Спасибо за подсказку
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
20 Elena4057 • 13:07, 09.01.2017
Огромное спасибо! Прекрасная статья. Нужная и полезная информация.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 mikailova • 16:47, 08.12.2015
Большое спасибо автору статьи. Она адресована молодым педагогам, но полезно её прочитать и педагогам-стажистам. Взяв за основу данную статью, можно составить проект, направленный на повышение уровня мотивации к обучению у школьников, и держать его на рабочем столе.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
18 Жукова7179 • 19:34, 25.04.2015
Спасибо
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 нина2769 • 16:40, 15.02.2015
Спасибо за интересную статью! Я тоже считаю, что хвалить детей важно, но делать это нужно в нужный момент и правильно.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 Ласточка434 • 20:45, 28.01.2015
да, добавлю, что за хороший ответ практикую записи в дневнике "Молодец!",не часто, поэтому она еще действеннее, очень бодрит учеников, а уж как рады родители за своих чад.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 Ласточка434 • 20:42, 28.01.2015
спасибо большое, очень полезная статья!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 учитель9827 • 18:47, 28.01.2015
Похвала - это важно. Ситуацию успеха никто не отменял. Главное, чтобы похвала была заслуженной и ребенок не удивился, за что, собственно, его хвалят? Недохвалить, как и ерехвалить - плохо. Обесценивается.
[Материал]
avatar
13 Красивая7944 • 18:57, 25.01.2015
Я думаю, что эта статья полезна не только молодым начинающим педагогам, а всем учителям. В каждодневной суете мы часто забываем похвалить ученика, считая правильный ответ или решение само собой разумеющимся.
[Материал]
avatar
12 алимдюл8941 • 15:52, 22.01.2015
Отличный материал!
[Материал]
avatar
11 оксана7438 • 12:40, 19.01.2015
ВЫ ПРАВЫ!!! ДЕТЕЙ НУЖНО ХВАЛИТЬ И ХВАЛИТЬ! У НИХ ТАК ПОВЫШАЕТСЯ САМООЦЕНКА!!.РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ.Похвала – очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей.СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ.
[Материал]
avatar
10 Svetmoy • 16:33, 10.01.2015
Согласна со всеми высказываниями! Но ещё хочу добавить из своей практики. Работаю с малышами в началке и хвалю не только детей, но и их родителей. Вы знаете, у них тоже "вырастают крылья"! Как правило, малыши "учатся вместе с родителями". И часто не поймёшь кто из них переживает больше:) Печатаю разные подбадривающие записочки в тетрадь или дневник - помогает!
[Материал]
avatar
9 эколог9942 • 15:49, 10.01.2015
Согласна с автором статьи о том, что похвала имеет чудодейственную силу. На протяжении своего многолетнего опыта работы в школе с младшми школьниками не раз убеждалась в этом. Похвала нужна как слабым ученикам, так и сильным. Но должна она быть искренней, идущей от сердца учителя и тогда ребенок поверит в себя, в свои силы.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 yuliana2009 • 14:43, 06.12.2014
Хорошая статья. Хочу добавить в качестве эффективного приема служит "авансированная похвала"
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
7 AnnaAndrianova • 20:13, 17.09.2014
Спасибо! Статья по существу. Особенно хочется поблагодарить автора за приведенные примеры как надо хвалить и, особенно, как не надо.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 руфь2608 • 21:42, 16.08.2014
Да, хвалить детей необходимо, но главное- правильно. Спасибо за статью!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 ichekmareva • 16:55, 10.08.2014
Чего греха таить, не часто мы хвалим своих подопечных! А жаль. Прочитала статью и сделала для себя определенные выводы. Не надо стесняться похвалы в адрес ребенка!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Ланаа9590 • 01:23, 07.07.2014
Большое спасибо за статью. Похвала нужна всем, а особенно ребёнку. От похвалы раскрываются крылья, и хочется многое сделать.
[Материал]
avatar
3 ChepelevaNV • 18:26, 29.05.2014
Хорошие правила, но я думаю, что хвалить от души можно и без правил. Пусть меня осудят, но я иногда завышаю оценку (мне её не жаль). Это хорошо действует на тех, кто махнул рукой давно на свою успеваемость. Да, моё мнение, что похвала сильный стимул к учёбе!.
[Материал]
avatar
Спасибо за "Золотые правила" в статье, я полностью согласна с вами, что похвала нужна ребенку (как и нам взрослым). Я в этом убедилась на собственном опыте, это сближает с ребенком. Порой взрослые скупы на похвалы.
[Материал]
avatar
1 кондраш • 21:20, 17.04.2014
Интересные мысли, а главное действенные!
[Материал]