Проект в начальных классах "Моделирование птичьих гнёзд"
Проект адресован учителям начальных классов для широкого творческого применения в качестве основы для работы экологического кружка, для проведения внеклассных мероприятий как дополнительный материал к образовательному курсу «Окружающий мир» по теме «Жизнь птиц весной». Может быть, полезно педагогам дополнительного образования, воспитателям групп по уходу и присмотру за детьми, воспитателям ДОУ подготовительной группы.
Деятельность человека поражает своими масштабами. Мы строим дороги, возводим современные дома из алюминиевого профиля. Но может ли человек похвалить себя тем, что он может придумать не только такие новинки, но и такие способы заботы о своем потомстве, чтобы можно было гордо сказать, что мы не отстаем от животного мира. Птицы, не имея на вооружении инструментов и современных строительных материалов, умудряются строить такие конструкции своего жилья, что просто диву даешься, как сложно и хитро устроена природа.
Гнездостроение – характерная особенность размножения птиц и представляет собой сложное явление. Найденное гнездо – документ, подтверждающий факт обитания в данной местности определенного вида птиц. Изучение конструкции гнезда, его строительного материала, способа прикрепления дает конкретные данные, необходимые для создания новых искусственных гнездовий с целью привлечения полезных птиц для наблюдения за гнездованием или с целью ограничения их местообитания, опасных для из жизни. Мы используем в практике экологического образования метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую ребята выполняют в течение определённого промежутка времени.
Описание построения проекта
- Мотивационный этап
Учитель: Ребята, отгадайте загадку:
Здесь на ветке чей-то дом?
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут … (Гнездо)
Учитель: Где мы свами должны оказаться, чтобы созерцать птичьи гнёзда? (Там, где тихо, мало людей). Итак, мы с вами отправляемся на экскурсию в городской парк. А мы это кто? (Исследователи, наблюдатели, учёные). Мы сегодня с вами будем орнитологами. А кто это? (Так как мы будем говорить о птичьих гнёздах, то, наверное, это учёные, которые их изучают). Орнитологи – это учёные, изучающие, вообще, птиц. С помощью чего мы будем наблюдать за птичьими гнёздами? (С помощью наших глаз, бинокля).
- Экскурсия в городской парк с целью выделения объектов наблюдения
Учитель: Наконец-то наступила долгожданная весна! Одной из ярких примет весны - возвращение птиц из дальних краёв. Они с весёлым шумом принимаются за постройку своих жилищ - гнёзд. Ведь пора выводить потомство! А вот гнездо!
Учитель: Рассмотрите внимательно гнездо. Что вы можете о нём сказать? (По размеру: большое, по форме: круглое, расположено высоко на берёзе, используемый материал: сухие веточки, тряпочки, пакля и т.д.) Как вы думаете, какая птичка свила это гнездо? (Дети высказывают свои предположения. Возникает спор).
Учитель. Нам не хватает знаний об особенностях жизни птиц, о том, как птицы строят свои гнёзда.
Формулируется цель исследования: найти факты о разновидностях птичьих гнёзд.
Учитель: Ребята, а кто может нам помочь в решении нашего вопроса? (Интернет, учитель, родители, учёные, знакомые, энциклопедии). Хватит ли сведений о данном птичьем гнезде, чтобы ответить на вопрос: чьё это гнездо? (Нет). А что нам поможет в решении нашего вопроса? (Сделать наброски гнезда на бумаге, сфотографировать это гнездо, можно снять на телефон видео).
Учитель: Я предлагаю не терять время и отправиться в Дом природы.
- Беседа учащихся с научным сотрудником Дома природы
Во время беседы ребята задают интересные вопросы с целью опознавания хозяина птичьего гнезда в парке. Итак, хозяин найден! Это гнездо серой вороны. Научный сотрудник подробно рассказывает о гнездовании серых ворон.
Детские «почему» разнообразны:
- А можно в городском парке увидеть гнёзда других птиц?
- А самка и самец серой вороны строит гнездо?
- Все ли птицы строят гнёзда?
- Почему серая ворона строит гнездо высоко на дереве?
- А у всех ли птиц одинаковые гнёзда?
- Сможет ли птица вывести потомство в гнезде, созданном человеком?
2. Информационно-исследовательский этап
Последний вопрос становится целью ученических творческих проектов.
Учитель: А хотели ли бы вы попробовать построить копию гнезда какой-нибудь птицы? Тогда приступим к проекту. Как вы думаете, с чего нам необходимо начать? (Выбрать птицу, чьё гнездо мы планируем сделать из подручных средств). Как продолжим? (Найти информацию о её гнезде). Кто вам может помочь в этом? (Родители).
- Организационно-деятельностный этап
1. Придумать конструкцию птичьего гнезда.
2. Разработать последовательность изготовления.
3. Предварительный расчет материальных затрат.
4. Подобрать и приобрести необходимые материалы и инструменты.
5. Изготовить изделие, соблюдая правила безопасной работы.
- Презентационный этап
«Помощник в представлении продукта творчества»
- Мы прочитали интересные сведения о птице _________________
- Птица ___________ строит своё гнездо из ___________________
- Гнездо этой птицы имеет форму ___________________________
- Гнездо располагается ____________________________________
- Мы сделали птичье гнездо из ______________________________
- Мы сделали заключение __________________________________
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зырянова Мария Геннадьевна
→ Публикатор 18.09.2015 0 3792 300 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы