Биография Никитиных:
- Борис Павлович (1916 – 1999).
- Лена Алексеевна (1930 – 2014).
В 1916 г. в станице Суворовская (Ставропольский край) в семье военного фельдшера и потомственного кубанского казака родился Борис Никитин. В детстве и юности он сам развил в себе незаурядные технические способности, а также увлекался спортом.
В 1934 г. с отличием окончил школу и три года проучился в индустриальном институте.
В 1937 г. поступил в Военно-воздушную академию Жуковского.
В 1939 г. женился. В 1941 г. у него родилась дочь, а в 1943 г. и 1946 г. — сыновья.
В 1941 г. попал в досрочный выпуск, получил специальность «инженер-механик по вооружению».
С 1941 г. по 1946 г. служил под Саратовом в запасном авиаполку инструктором, а потом продолжил службу в подмосковном Ногинске.
В 1949 г. демобилизовался и с семьей переехал в Москву к свекрови, начал научную и педагогическую деятельность в НИО по трудрезервам, впервые высказал открыто свое несогласие с официальными методами воспитания молодежи. Был уволен, перешел в НИИ теории и истории педагогики.
В 1954 г. развелся. Никитин меняет много мест работы, пробуя себя на педагогическом поприще. Еще с 1949 г. серьезно занялся изучением педагогики Макаренко и задумал создание школы-коммуны для нормальных детей. Все годы вынашивает эту идею, ищет единомышленников, пытается добиться официального разрешения. Его идею не поддержали, школу не разрешили, на новатора посыпались репрессии.
В 1958 г. встречается на педсовещании с Леной Литвиновой. Они начинают долгую совместную жизнь.
Лена Литвинова родилась в 1930 г. в подмосковном пос. Болшево (ныне г. Королев) в семье учительницы и военного инженера. Окончила с отличием школу (1948 г.) и московский библиотечный техникум (1950 г.), а в 1954 г. — филфак московского пединститута.
После института 2 года отработала учителем словесности на Алтае (с. Воеводское). Тут начала отрабатывать свои методики преподавания языка.
В 1956 г. вернулась в Москву и учительствовала в ж/д школе №40.
После замужества с 1960 по 1980 гг. работала завбиблиотекой в Болшево. С 1960 г. до 1998 г. Лена продолжала свои исследования и педпрактику в детсадах, школах и своей семье.
В 1959 г. родила первенца. Затем каждые два года в семье появлялся ребенок. К 1971 г. Никитины уже воспитывали 7 детей, параллельно вживую разрабатывая свою систему и применяя ее к своей семье. С этого же года Никитин поступил в НИИ психологии. Здесь он начал разработку темы «Развитие технических творческих способностей».
Он накапливает материал о быстром раннем развитии ребенка, нащупывает идею необратимого угасания способностей, выдвигает рекомендации «Детство без болезней». Материала уже достаточно, чтобы начать его обнародовать. В 1962 г. в прессе появилась первая публикация про странную многодетную семью со своей воспитательной системой. Опыт был положительный. 1965 г. — вышел первый фильм «Правы ли мы?» об опыте и возможностях РРР (раннего развивающего развития) в семье Никитиных.
В 1965 г. Никитина увольняют из института из-за нестандартных подходов к воспитанию. Он начинает учительствовать в школе, параллельно сделав семью исследовательской лабораторией по новаторскому воспитанию детей. В 70-е гг. газеты стали массово печатать статьи о Никитине. В 80-е гг. Борис Павлович был в группе педагогов-новаторов и публиковался в «Учительской газете», был одним из разработчиков педагогики сотрудничества. Его семья стала очень известной.
Хотя государство его семью не поддерживало, народная популярность была огромна: в Болшево самостоятельно приезжали учителя и родители. В 90-х гг. Никитины активно популяризируют свою педагогику. В 1992 г. на базе школы г. Королева был открыт Авторский педагогический центр Никитиных (АПЦН). Это была творческая лаборатория для молодых педагогов. Никитины, в силу возраста, написали только концепцию непрерывного образования для нее. К 1997 г. работа центра угасла.
В 1999 г. Борис Павлович умер в Москве после скоротечной болезни, а в 2014 г. умерла Лена Никитина в г. Королев.
Дети Никитиных
1. Алексей (1959) — дизайнер, Лондон.
2. Антон (1960) — ученый-химик, Москва.
3. Ольга (1962) — юрист, Королев.
4. Анна (1964) — медсестра, Королев.
5. Юлия (1966) — библиотекарь, Ярославль.
6. Иван (1969) — менеджер на телевидении, последователь отца, Королев.
7. Любовь (1971) — библиотекарь, Королев.
Сейчас у Никитиных 27 внуков.
Педагогические идеи Никитиных
Борис Hикитин — один из авторов педагогики сотрудничества и «родительской педагогики2 (естественного развития), основоположник методик РРР. Он первый написал не о том, как развивается ребенок, а о том, как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Его идеи и практический опыт перекликаются с педагогикой Коменского, Выготского, Макаренко, Корчака, Монтессори. Главную задачу воспитания Никитины видели в развитии способностей детей. Они считали, что если до 3 лет ничему не научить ребенка, то его последующая жизнь будет пустой и бездарной.
Основные педагогические принципы Никитина
- Максимально раннее начало развития ребенка, начиная с внутриутробного.
- Максимально разностороннее развитие сенсорной и скелетно-мышечной системы организма.
- Тщательная отработка развивающих методик и стимулов до начала применения.
- Создание разнообразной среды для деятельности с рождения ребенка (с учетом увлеченности).
- Работа на наивысший конечный результат в развитии ребенка: физические параметры — на рекорд, психические — без предела.
- Полная свобода и самостоятельность детей во всем.
- Заинтересованность взрослых во всех детских делах.
Открытие нового педагогического закона (НУВЭРС)
Накапливая педагогический опыт воспитания своих детей, Никитин нащупал новый педагогический закон, который он назвал НУВЭРС: необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Борис Павлович дал глубокое его обоснование, опирались на идеи и исследования Амосова, Аршавского, Грум-Гржимайло, Декарта, Каптерева, Оуэна, Покровского, Саркизова-Серазини, Скрипалева, Л. Толстого, Хидена, Чуковского, опробовал и подтвердил практикой воспитания собственных детей. Никитин разработал методы, которые могли предотвратить негативное влияние этого закона на уровень развития интеллекта будущих поколений.
Основы методики Никитиных
В 1960-1970-е гг. Никитины заложили основы российской родительской педагогики. Главное их открытие в детском воспитании: РРР — раннее разностороннее развитие детей.
Методика Никитиных рождалась не научно, а жизнью. В основе ее лежит труд, близость к природе, творчество. Постулат методики: «Расскажи мне — я забуду, покажи — я запомню, дай сделать самостоятельно — пойму».
Базовые принципы метода Никитиных
- Начало развития всех функций и способностей, начиная с эмбриона.
- Минимальное вмешательство в процесс беременности и родов:
- нет анестезии;
- нет перевязыванию пуповины до окончания пульсации;
- вскармливание с первых минут жизни и до появления первого зуба, нет стерильности с рождения;
- присутствие на родах отца;
- нет прививкам, закапываниям, смазываниям;
- свобода движений с первых минут.
- Естественная физкультура тела (минимум одежды, максимум доступа к природе).
- Спорт, физкультура, закаливание от рождения.
- Скромность в еде.
- Создание насыщенной развивающей среды от рождения.
- Помощь родителей как наставников и друзей.
- РИР — раннее интеллектуальное развитие.
- Уменьшение до минимума пребывания ребенка в школе.
- Вовлечение с малых лет в труд (уборка, стирка, огород, поход в магазин).
Отношение к здоровью детей
Никитин считал, что дети способны сами решить все связанные с ними проблемы от природы (естественное воспитание). Опытным путем родители выработали правило отношения к здоровью детей:
- рекомендации медиков воспринимать информативно;
- за основу брать результаты наблюдений за ребенком, его самочувствием, реакцией;
- вести дневник наблюдений;
- контролировать показатели физразвития детей по собственным тестам;
- при проблемах дополнять наблюдения знаниями из разных источников, до полного уяснения сути проблемы и ее решения.
Они считали, что здоровье будет крепким только тогда, когда будут развиты физические способности ребенка.
Физическое и трудовое развитие ребенка
Никитины рассматривали тело ребенка, как инструмент познания, который требует тщательного ухода: закаливание, спорт, физкультура, отсутствие перегрузки одеждой и едой, предоставление спортивных снарядов.
Физическое развитие ребенка тесно связано с трудовым.
Труд — важный компонент воспитания. Организовывают его родители через игру и совместные действия:
- домашние мастерские;
- детские инструменты;
- общие домашние дела;
- походы, поездки, путешествия;
- замена карманных денег на трудовые.
Раннее вовлечение в труд усиливало физические нагрузки, укрепляя организм и иммунитет. Труд предлагался по возрасту, но был обязательным для всех.
Отношение к способностям детей
Есть 2 вида способностей По-Никитину:
- исполнительские — результат усвоения ранее познанного;
- творческие — результат самопознания и саморешения возникших проблем.
Современная официальная педагогика развивает лишь исполнительские способности, а Никитин стремился развить творческие, путем создания спецусловий:
- Все здоровые дети обладают высокими способностями во всех направлениях.
- Эти способности реализуются, если заранее создана развивающая среда (часть ее — развивающие игры), и взрослые интересуются достижениями ребенка.
- При отсутствии развивающей среды у ребенка угасают. Возможности эффективного развития способностей.
- Чем старше ребенок, тем труднее развить способности, вплоть до полной их утраты.
Меру развития способностей ребенка требовалось как-то оценивать, и Никитин выработал на это свои критерии:
- Тестирование физического развития — индексы справедливости, в которых учтены результаты развития, соотнесенные с весом и ростом ребенка (до сих пор не признаны).
- Тестирование умственного развития, основанное на оценивании скорости протекания умственных процессов по Айнзенку и продуктивности умственной деятельности по Косу.
Эффективное развитие способностей ребенка возможно только через игру. Борис Павлович создал для своих детей массу игр, которые впоследствии стали базой его системы.
Развивающие игры
Игры Никитиных — это часть обучающей и развивающей среды.
Игры направлены на развитие интеллекта и творческих способностей:
- Это наборы задач, которые решаются через различные предметы (кубики, кирпичики, квадраты, конструкторы).
- Задачи даются через модели, рисунки, инструкции.
- Задачи ставятся от легких к сложным.
- Игры рассчитаны на разный возраст и вызывают многолетний интерес.
- Ступенчатое возрастание трудности заданий развивают творческие способности ребенка.
- Задания решаются ребенком самостоятельно, подсказки ищутся в окружающей действительности.
- Попыток успешного решения задания может быть несколько, и они растянуты во времени.
- Проверка правильности решения делается самим ребенком на основании окружающей действительности.
- К игре можно самостоятельно придумывать продолжение.
- В играх почти нет правил.
Игра становится толчком в развитии способностей, если ребенок в нее вовлекается добровольно и на основе интереса.
Алгоритм вовлечения ребенка в игру
- Полная добровольность.
- Игры ребенку не объясняются, а привлекают в нее через сказку, подражание старшим.
- Осваиваются игра совместно с взрослыми, далее ребенок занимается сам.
- Взрослый постоянно ставит пред ребенком все усложняющиеся задачи. Исключаются подсказки.
- При неудаче идет временный откат назад к более легкому заданию или игра приостанавливается.
- При достижении максимальных достижений в игре, она откладывается.
- При утрате интереса к игре, она временно откладывается. Ребенок должен к ней вернуться самостоятельно.
- Выигрыш в игре поднимает ребенка на одну ступеньку в развитии, стимулирует дальнейшее познание.
У Никитиных разработано несколько типов игр: интеллектуальные, творческие и обыгрывающие.
Интеллектуальные игры направлены на развитие математического мышления, пространственного воображения, логике. Способности к синтезу и анализу, подготовки к черчению, стереометрии и начертательной геометрии. Эти игры требуют дополнительных предметов и пособий.
Описание основных интеллектуальных игр Никитиных:
- Сложи узор — от 1,5 лет, математическое мышление.
- Сложи квадрат — с 9-10 мес., пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу.
- Дроби — от 3 -5лет, математическое мышление.
- Кубики для всех — с 3 лет, пространственное воображение, объемные фигуры (для черчения, стереометрии, начертательной геометрии).
- Уникуб — с 2-15 лет, пространственное воображение, внимание, четкость (для черчения, стереометрии, начертательной геометрии).
- Точечки — с 5 лет, математическое мышление, изучение двузначных чисел (на основании этой игры созданы математические таблицы Зайцева).
- Рамки и вкладыши — от 10 мес., сенсорное развитие.
Творческие игры не требуют дополнительного оборудования, а используют подручные средства (Внимание — угадай-ка, Обезьянка, КБ САМ). Обыгрывающие игры используют модели известных предметов для получения практических прикладных навыков (часы без начинки, модель градусника, рамки с узелками).
Роль родителей
Для родителей воспитание по Никитиным связано с огромной самоотдачей и сознательным подходом. Их роль в этой системе воспитания, как части педагогики сотрудничества, должна сводиться к наставничеству, умному наблюдательству, созданию из обыденной жизни развивающей и обучающей среды, которая подтолкнет ребенка к саморазвитию.
Но нельзя впадать в крайности — не заорганизовывать детей (отнимает самостоятельность) и не пускать на самотек (кроме накормить, напоить и спать уложить), ибо это ведет к задержке развития.
Достижения и плюсы системы Никитиных
Исследования и опыт Никитиных — это источник идей по новой интегрированной педагогике: синтезу физического и интеллектуального развития, воспитания, социальной адаптации.
Деятельность Никитиных заложила основы «сознательного родительства». Секрет ее успешности в игровом подходе к обучению. Заслуга Никитиных в том, что они сумели создать развивающую среду (вещи-воспитатели + игры-воспитатели + инструменты-воспитатели) из обычной будничной жизни.
Система проверена временем и показала много положительных аспектов:
- сокращение на 1/3 времени обучения в школе;
- использование освободившегося времени для получения социальных и трудовых навыков, занятий творчеством;
- результативность — подтверждена здоровьем детей;
- развитие работоспособности, самостоятельности, умения держать удар, решать сложные задачи на уровне проб и ошибок;
- раннее развитие ума и тела;
- интеллектуальные развивающие игры;
- разработана концепция о закладке способностей в раннем возрасте (НУВЭРС).
Ошибки Никитиных и минусы системы
Система Никитиных, хотя и была основана на глубоких исследованиях, создавалась динамически. Конечно, ошибок было не избежать. Видимые промахи оперативно исправлялись авторами. Но время выявило ряд непредвиденных, заранее невидимых ошибок воспитания по-никитински:
- Большая сосредоточенность на детях.
- Семейный изолированный от социума мир, как следствие — неумение вписаться в школу, отсутствие друзей.
- Подмена жизни игрой.
- Чрезмерная увлеченность развитием интеллектуальных, творческих способностей, физических возможностей, трудовых навыков.
- Отсутствие эстетического и нравственного воспитания.
- Неготовность к преодолению трудностей и самостоятельной добыче знаний.
Жизнь нивелировала эти промахи, но переработке система не подвергалась, поскольку авторов уже нет, а продолжателей еще нет.
Судьба системы Никитиных
В 1970-1980 гг. методика Никитиных вызывала бурный интерес: книги расходились миллионными тиражами, в год их дом посещало свыше 1000 гостей, встречи и лекции были переполнены желающими. Поддерживали педагогические идеи Никитиных:
- академик Н.А. Амосов — кардиохирург, геронтолог;
- профессор И.А. Аршавский — физиолог;
Но официальная педагогика не признавала достижений Никитиных ни в процессе создания системы, ни сегодня. Напротив, государством чинились всякие препятствия семье, распространению и популяризации их педагогики:
- была развернута клевета в прессе и на ТВ;
- детсадам и школам было запрещено применять методы Никитина;
- Борис Павлович неоднократно беспричинно увольнялся с работы.
До сих пор не заинтересовала гипотеза Никитиных НУВЭРС ни АПН, ни Минобразования, ни Минздрав. О системе новаторской семьи официальная педагогика забыла. Напротив, в Германии системно издаются книги педагога, создан «Институт Б.П. Никитина», в Японии методики широко используются в детсадах.
Никитин предполагал, что на его живом опыте будут учиться другие, которые пойдут дальше и продолжат его дело. Но истинных продолжателей-разработчиков дела Никитина нет (кроме его детей, которые пользуются системой в своих семьях, пропагандируют систему родителей). В России же вопрос о выживании системы воспитания Никитиных остается открытым.
Библиография
Книги Никитиных начали издавать еще в СССР.
Б.П. Никитин
- Ступеньки творчества или развивающие игры. — 1976, 1989, 1990, 1991.
- Развивающие игры. — 1981, 1985.
- Письма к Мурашковским. — 1985-87.
- Гипотеза возникновения и развития творческих способностей. — 1985 (не опубликовано).
- Мы, наши дети и внуки. — 1989.
- Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней. — 1990, 1996.
- Наши уроки. — 1992.
- Первый год — первый день. — 1994.
- Интеллектуальные игры. — 1994, 1998, 2009.
- Как измерить уровень развития ребёнка. — 1997.
- Здоровое детство без лекарств и прививок. — 2001.
- Чайковский. Старое и новое. — 2001.
Л.А. Никитина
- Отчий дом. — 1982.
- Я учусь быть мамой. — 1983, 2002.
- Мама или детский сад. — 1990.
- Исповедь. — 1991.
- Родителям XXI века. — 1998.
Л. и Б. Никитины
- Правы ли мы? — 1963, 1965.
- Первый день, первый год. — 1978.
- Мы и наши дети. — 1979.
- Мы, наши дети и внуки. — 1989, 1997.
- Резервы здоровья наших детей. — 1990.
- Наши уроки. — 1992.
Контакты
В 2001 г. был создан официальный сайт семьи Никитиных, как виртуальный Никитинский общий дом.
Написать детям Никитиных можно по почте info@nikitiny.ru
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.