Серова Надежда Борисовна, 18.11.2013 0

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках английского языка


Обязательным требованием ФГОС НОО является формирование коммуникативных УУД. Формирование коммуникативных УУД является приоритетной целью в обучении английскому языку. Рассмотрим виды коммуникативных действий и приведем примеры упражнений, направленных на реализацию этих действий.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
 

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является приоритетной целью в обучении английскому языку и нашло отражение в учебно-методическом комплекте М.З. Биболетовой “EnjoyEnglish” для начальной школы. Данный курс направлен, в первую очередь, на обучение учащихся общению на английском языке в устной и письменной формах в пределах установленных стандартом по иностранному языку для данного этапа.

Рассмотрим виды коммуникативных действий и приведем примеры упражнений, направленных на реализацию этих действий.

Формы работы по формированию УУД на уроках английского языка

  1.  Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Например, ученики лесной школы будут участвовать в спортивных соревнованиях, возьми интервью у трех своих одноклассников и узнай, что они умеют делать, определи, в каких соревнованиях, каждый из них может участвовать, и убеди Мистера Грина взять их на соревнования.
  2.  Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. На начальном этапе урока для того, чтобы настроить второклассников на работу, мы используем игру «Ювелиры», учащиеся по цепочке задают друг другу вопросы, таким образом «изготавливая» цепочку. Так же для формирования этого действия используем упражнения на построение вопросов по схемам, позже усложняем задание: составить вопросы, расставив слова в правильном порядке, составить вопросы к ответам. Обучающиеся учатся задавать вопросы и при выполнении таких заданий: догадайся, какого животного, какого цвета карандаш, я загадала; угадай, что я научилась делать или, что лежит у меня в портфеле; убедись, что все твои одноклассники умеют бегать, считать, не забудь похвалить их. Или, например, возьми интервью у двух своих одноклассников и узнай, что они умеют, а что не умеют делать, помогите животным найти свой дом (ферма, лес, зоопарк), на этапе обучения чтению – вдвоем распределите слова по правилам чтения, прочитайте их, пройдите через рифы, прочитав правильно слова.
  3.  Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Например, медвежонок Билли очень рассеянный, помоги ему собрать портфель, назови предметы, какие у него есть, используя модель, выбери школьные принадлежности и назови их.
  4.  Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка способствует работа в группах и в парах. Она развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Дети обучаются этике дискуссионного общения на иностранном языке, умению оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе других учащихся. На занятиях важно создавать условия, когда младшие школьники поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения. Например, учащиеся разыгрывают диалог «В магазине», затем собеседники оценивают, все ли было понятно в их разговоре, какие ошибки в произношении, грамматике, выборе лексики или построении предложений допустил партнер по общению, какие рекомендации они дали бы друг другу. На данном этапе важно самим ученикам разработать правила работы в паре и группе. Учитель должен во время оказывать помощь и предлагать необходимые языковые и речевые средства, оказывать любую необходимую помощь ребенку, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.
  5.  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.


а) Построение монологических высказываний.

Для формирования данного действия мы используем такие упражнения, как построение предложений по моделям, пересказ от третьего лица, пересказ в отрицательной форме, рассказ о себе (друге) по картинкам.

б) Аргументация собственного мнения.

Важную роль имеют следующие упражнения:

  • убеди мистера Лаэна взять тебя в школу;
  • расскажи как можно больше о том, что ты умеешь делать;
  • убеди родителей купить тебе домашнее животное,
  • расскажи о нём как можно больше;
  • расскажи о понравившемся тебе артисте нашего театра, не называя, опиши его так, чтобы одноклассники догадались, кто это.

в) Владение диалоговой формой коммуникации.

Для формирования этих действий мы применяем на уроках ролевые игры: «Журналист», «В магазине игрушек (канцтоваров)».

Внешний результат такого общения (предметные, межпредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями.

Оценка сформированности УУД

Для того чтобы оценить уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников и степени овладения ими основного языкового и речевого материала, используем различные задания из учебника, мультимедийного приложения к данному УМК «Еnjoy Listening and Playing”, методических пособий . Например, нами проверялось знание схем предложений. Учащимся было предложено несколько схем предложений и сами предложения (на русском языке). Задание: соотнести схемы с предложениями. Из 41 обучающегося 36 (88%) справились с заданием, из них 25 человек (61%) на отлично. Мы увидели, что учащиеся овладели пройденным материалом и смогут самостоятельно составить предложения и монологическое высказывание, используя схемы. Кроме того, школьники проверяли друг у друга правильность составления схем, исправляли ошибки, объяснили значение каждого элемента, тем самым обучая своих одноклассников, восполняя пробелы в усвоении материала. При помощи проектной деятельности нами проверялось такое коммуникативное умение, как построение монологического высказывания. Для диагностики сформированности таких коммуникативных действий, как владение диалоговой формой коммуникации и постановки вопросов используем задания для работы в парах, например, лексико-грамматические игры.

Таким образом, по результатам нашей проверки можно сделать вывод об эффективном формировании коммуникативных УУД у младших школьников на уроках английского языка.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2010.
2. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева. УМК “Enjoy English” для 2-4 классов. «Титул», 2012.
3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.№4.-С.13-30.
4. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39.
5. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. – 2010.№7.- с.209-216.Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера.
6. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М., 2001.
7. Сысоев П.В., Сафонова В.В. «Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях», Иностранные языки в школе, 2005, №2.
 

Игнатова Евгения Владимировна,
учитель английского языка МБОУ «НОШ №41» г. Череповца Вологодской области
Серова Надежда Борисовна, учитель английского языка МБОУ «НОШ №41» г. Череповца Вологодской области

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?