Алла Губа, 21.05.2012 1

Учебная нагрузка младших школьников чрезмерно велика?


С каждым годом все меньше здоровых детей приходит в первый класс. Факторов, влияющих на состояние здоровья детей, очень много. Одним из таких факторов является переутомление от повышенной учебной нагрузки.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Переутомление проявляется в пониженной работоспособности, общей слабости, повышении восприимчивости к болезням, побледнении кожных покровов. Перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса (увеличение объема и темпа учебной нагрузки), несовершенство учебных технологий, недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий, низкий уровень культуры учащихся и их родителей, завышенные требования к ребёнку являются причинами переутомления.

Стремительный XXI век принёс с собой новые технологии, новые научные открытия, новый темп жизни и вместе с бесспорными достижениями и большое количество проблем связанных с сохранением здоровья населения. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников.

Я много лет работаю учителем начальных классов и внимательно слежу за состоянием здоровья детей с первых дней поступления их в школу. За четыре года обучения в начальной школе трудно поддерживать состояние здоровья детей в первоначальном состоянии. Из 26 учеников поступивших в 2012 году в первый класс, только 64% имеют основную группу здоровья, у 12 % имеются хронические заболевания, у 19 % первоклашек отставание в физическом развитии от возрастных норм, у 15% выявлены нарушения зрения, у двоих детей инвалидность. Смогут ли эти дети вынести те нагрузки, которые существуют в современной школе. Ведь школа нынешняя и школа всего 10 лет назад очень отличаются друг от друга. Учебная нагрузка заметно увеличилась, хотя программы по учебным предметам не претерпели значительных изменений. Отчего же тогда увеличилась нагрузка? Причину этого я вижу в том, что за последние годы в школах края введены новые предметы, которые входят в общий план нагрузки. Это такие предметы, как кубановедение, ОПК, иностранный язык. А за счет чего?

Введение новых предметов происходит за счёт уменьшения количества часов отводимых на изучение математики, русского языка, литературного чтения. Так математика сократилась с 5 часов до 4, литературное чтение с 5 до 3 часов в неделю. Вот и выходит, что за четыре года из количества часов отводимых на математику выпадает 132 часа, столько времени отводится на изучение программы за целый год, по литературному чтению в два раза больше. Однако, содержание программ этих предметов не изменилась, а даже наоборот, они стали необоснованно перегружены.

В таком случае выбор у учителя невелик: либо не выполнить программу, либо проводить дополнительные занятия и увеличить количество домашних заданий. Не трудно подсчитать, на сколько увеличится ежедневная нагрузка ученика начальных классов. Такие перегрузки, естественно, приводят к переутомлению, хронической усталости, нежеланию учить уроки, страху получить двойку за невыполненную работу и, в конце концов, к стрессу. Я не призываю отменить изучение кубановедения, иностранного языка, ОПК — в современной школе это просто необходимо, я лишь анализирую причины переутомления. Конечно, педагог, владеющий современными здоровьесберегающими технологиями, умеющий правильно организовать работу учеников на уроке и интересно преподнести изучаемый материал, обладающий необходимыми знаниями в вопросах здоровья, может в значительной мере снизить учебную нагрузку. Но много ли таких педагогов сегодня работает в школе?

В особом положении, на мой взгляд, находятся малые сельские школы. Низкая материальная база школ не позволяет организовать работу школы в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу. Недостаток спортивного инвентаря, приспособленные под спортивные залы помещения не позволяют организовать на должном уровне занятия физической культурой и спортом в зимний период времени. Особенно актуально это в связи с введением новых образовательных стандартов. Оснащение школ комнатами отдыха, игровыми комнатами для многих школ остаётся лишь мечтой. А это значит, что увеличение времени пребывания детей в школе приведет к ещё большим нагрузкам со всеми вытекающими последствиями.

Переутомление — это лишь один фактор ослабления психологического и физического здоровья детей, но очень важный. И не уделяя этому вопросу должного внимания, мы получим хронически усталое поколение.

Что может свести к минимуму причины ослабления здоровья наших детей? Это снижение учебной нагрузки, доброжелательное, бесстрессовое обучение, когда ребёнку на уроке комфортно, применение здоровьесберегающих технологий, двигательная активность, чередование умственной и физической нагрузки, правильное здоровое питание, просвещение родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья. Это вполне реализуемые задачи в современной школе, формирование здорового образа жизни.

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 которая • 18:22, 25.07.2012
Абсолютно согласно с автором. По новым стандартам получается в 1 классе 4 урока + 2 внеурочных часа = 6 ч. ежедневной нагрузки. И динамические паузы не решают проблему, они только увеличивают время пребывания детей в школе. Очень жалею своих деток. На здоровье это не может не сказаться. Спасибо, что говорите об этом.
[Материал]