Предвижу недовольство тех корреспондентов, которые говорят об образовательных услугах, о том, как плохо оказывают эти самые образовательные услуги в школах, детских садах, в ВУЗах, тем самым неправильно формируя общественное мнение об образовании, искажая смысл понятия образование, услуга. Я против такого использования словосочетания «образовательные услуги», не только из гордости и престижа за свою профессию. Я одинаково отношусь к любой профессии, и об этом говорю на уроках обществознания:
... «Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай
на вкус!»;
и о том, что уважают не профессию, а человека, который хорошо выполняет свою работу».
Итак, сначала остановлюсь на определениях данных слов: услуга, образование, ценности, вечные ценности.
Конечно, в словарях Даля, Ожегова, Ефремовой есть простые определения слова «услуга». Более сложные формулировки слово «услуга» получило с развитием предпринимательства. Услуги различают материальные и нематериальные. Нематериальные услуги — это социально-культурные.
«Нематериальные услуги — услуги, не связанные с товаром в его материальной форме. Затраты труда на осуществление нематериальных услуг не учитываются в стоимости товара: здравоохранение, образование, библиотечные, консультационные и банковские услуги и т.д.». Данное определение я использовала, как пример для ЕГЭ по обществознанию: какая сфера деятельности выпадает из общего списка? (хотела проверить, что думают ученики?) И радует, что многие выделили образование, как долговременный процесс, как совместную деятельность ученика и учителя — учение.
Услуга — это деятельность, направленная на человека или на предмет. Это кратковременный процесс. Причём в этой деятельности участвуют две стороны: производитель услуг и потребитель услуг, но разница от совместной деятельности в том, что при оказании услуг активным является производитель услуг, а потребитель — не активен во время оказания услуги, он не знает её результата, и только по окончанию услуги наступает реакция потребителя услуг.
Но «образовательные услуги»? Не это ли определение и тормозит деятельность учеников и их родителей? Вы окажите нам образовательные услуги, а мы посмотрим: хорошие они? подходят ли нам? И такой подход к образованию, т.е. к «образовательным услугам», породил инфантильность учеников и родителей: вы развлекайте нас, а мы решим, потом,… как к этому относиться. Отсюда и ошибка учеников и родителей: они ждут развлечения, а не настраиваются на труд, тяжёлый, кропотливый умственный труд, совместный труд ученика и учителя.
Часто родители говорят младшим ученикам, что в школе будет интересно, ты много узнаешь, научишься читать и считать, но не говорят о том, что сам ученик должен думать, трудиться на уроке, прилагать усилия, чтобы научиться, и забывают, как сами обязаны помогать учиться своему ребёнку, а не только контролировать получение «образовательных услуг» в дневнике. И еще, не надо путать услуги получения информации и образование, чтобы не получилось как в анекдоте: первоклассник пришёл домой и говорит родителям «что же вы не сказали, что 1 сентября растянется на 11 лет».
Образование. Конечно, я привожу эти определения не для педагогов, а для широкого круга читателей: «Понятие «образование» включает в себя как бы два аспекта: с одной стороны, это процесс передачи социального опыта обществом подрастающим поколениям, то есть процесс обучения, и, с другой, это уровень овладения человеком социального опыта, который, в данном случае, включает в себя процесс передачи накопленных знаний о природе, обществе и человеке, способов применения этих знаний в практической деятельности, способов добывания новых знаний».
Из этого определения понятно, что образование — непрерывный процесс «от отца к сыну». Народная мудрость, накопленная веками, передаётся из поколения в поколение.
И это определение не противоречит и новой редакции закона об образовании: «Образование — общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности».
Так же в новой редакции Закона об образовании РФ даётся определение «образовательных услуг», как репетиторство. Но и тут я не соглашусь, услугой это будет ровно до тех пор, пока репетитор не получит оплату, а сам процесс учения это труд совместный и преподавателя и ученика.
«Интеллект и характер — вот цели настоящего образования» /Мартин Кинг/. Разве это под силу «услуге»? Разве содержание услуги отвечает этим целям? Труд — вот главная составляющая образования для того, кто хочет учиться, но получая только образовательные услуги (если таковые имеются), ученик становится пассивным. «Образование — клад, труд — ключ к нему» /Пьер Буаст/.
Образование — ценность, которая сохраняет вечные ценности цивилизации. «Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его»./ Виктор Гюго/.
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.