Эссе "Язык нового поколения. Какой он?"
Особенности современной социокультурной ситуации в нашей стране наложили свои отпечатки и на подрастающее поколение. В интернете, в социальных сетях, во многих телепередачах и даже в детских мультипликационных фильмах все чаще стали встречаться жаргонизмы. И первыми, кто становятся жертвой современных СМИ — это дети и подростки. Для них радио и телевидение является авторитетом. Моей дочери тринадцать лет. На мой вопрос: «Понравился ли тебе спектакль?» Она может ответить: «Прикольно» или «Класс». Чему тут удивляться?! Ведь она привыкла к такой лексике, общаясь с одноклассниками в школе, социальных сетях, слышит постоянно по радио и телевидению и воспринимает ее как нормативную.
Сегодня в речи школьников все чаще встречаются необоснованные заимствования, поток сниженной лексики, что подрывает уважение к родному языку, тем самым снижает мотивацию его изучения. Вспоминаются слова А. Н. Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке».
Отсюда возникает проблема становления и развития культуры человека, но вопрос о модернизации современного образования остается открытым.
И, конечно же, для решения этой проблемы ведущую роль необходимо отвести урокам русского языка и литературы (литературного чтения в начальной школе), но, к сожалению, часы, выделенные на эти предметы, сокращаются. А ведь сегодня так необходимо приобщать учащихся к культуре, прививать гордость за свое Отечество. Для этого нужно объединить «живой великий русский язык с традициями столь же живой и великой культуры» (Ю. С. Степанов). И если такие ценности как: Семья, Жизнь, Отечество, Культура… будут у молодого поколения превалировать над материальным благосостоянием, «тусовками», модой на американизм, то за подрастающее поколение можно быть спокойным.