Наталья Калашникова, 22.05.2014 4

Проблемы компьютеризации образования


Появление компьютеров в сфере образования породило определенные методические, методологические, теоретические и философские проблемы. Это должно привести к переосмыслению ряда положений теории познания, методологических основ дидактики и методики преподавания многих учебных дисциплин.


Обсудить статью (уже 4 коммент.) Опубликовать свой материал

К сожалению, медленно перестраиваются преподаватели педагогических учебных заведений. Отстает в этом направлении и педагогическая наука, психология и др. Да и Министерство образования и науки, как нам кажется, заняло здесь нейтрально-выжидательную позицию.

Очень слабо оснащены учебные заведения всех уровней компьютерами для изучения иных, чем информатика, дисциплин. Ведь для этого, по крайней мере, на начальном этапе компьютеризации образования, достаточно иметь в классе один компьютер, проектор, работающий с ним, и демонстрационный экран. В этом случае учитель для усиления обучающего эффекта урока получает мощное вспомогательное техническое средство.

В настоящее время также назрела острая необходимость в создании при каждом учебном заведении локальных сетей — своего рода Баз Знаний, к которым учитель в случае возникновения такой необходимости в процессе урока мог бы подключиться за информацией, из любого кабинета (класса). В организации Баз Знаний неоценимую помощь могут оказать сами учащихся. Это еще одно направления проявления творческой активности учащихся, а для учителя огромное поле для организации исследовательской работы.

Итак, компьютер, проектор с экраном, База Знаний — основные составляющие учебного процесса преподавателя на современном этапе с точки зрения методики преподавания любого предмета и концепции компьютерной модернизации образования. В перспективе — создание Баз Знаний между несколькими учебными заведениями и общей для всей России.

При таком подходе, очевидно, сеть Интернет, за которую ратуют некоторые высокопоставленные чиновники, весьма далекие от образования, не требуется. Конечно мы не против Интернета, если использование его не становится самоцелью. В Интернет учитель должен обращаться в тех редких случаях, если для его урока ему нужен дополнительный материал. При этом нет необходимости подключать весь компьютерный класс к Интернету. В силу ряда причин, преподаватели информатики, у которых класс подключен к такой сети, просто не знают, как его использовать. Да и ни в одном методическом пособии не сказано об этом. Это еще одна проблема, требующая решения, отнюдь не на уровне учебного заведения.

Легкость добывания информации не всегда положительно влияет на обучение. Тем более у многих учащихся дома есть компьютер, причем, более современный, чем в школе и, несомненно, доступ в Интернет.

Ведь если ученик, которому задали написать реферат, например, информатике, скачивает нужную информацию из сети, часто даже не прочитывая ее, несет учителю для проверки. За какие заслуги такому ученику надо ставить положительную оценку?

За содержание — это не заслуга ученика, за технологию поиска в сети или еще за что-то? Так, что же оценивать в таких случаях? Это одна из многих негативных проблем применения сети Интернет в образовании. Преподаватели же сами провоцируют учащегося получать информацию, не вникая в ее смысл.

Из всего сказанного выше напрашивается вывод, что учебные заведения должны обучать школьников методике использования компьютера, в том числе сети Интернет, при изучении и математики, и литературы, и языка и всех остальных дисциплин. А что бы обучать этому, надо вести соответствующие изыскания, создавать методические руководства, изучая бесценный опыт, преподавателей-практиков, которые это уже делают, но только без научной основы, по интуиции.

Много нареканий у нас и в том числе у других преподавателей информатики, с которыми нам приходится общаться, на учебные и методические пособия по информатике. Имеющиеся сейчас учебники по информатике представляют собой малоинтересные теоретические трактаты со сложными понятиями, тяжелыми формулировками, в которых путаются не только обучаемые, но сами такие авторы.

Учебники настолько трудны, настолько напичканы вольно трактуемыми понятиями из теоретической информатики, что преподаватели, имеющие математическое образование не могут понять их смысла.

Учебные пособия по информатике, предлагаемые учителю за последние 3-5 лет напоминают не в хорошем аспекте дисциплину "Основы теории информации", которая изучается в высшей школе.

Учитывая то, что данная публикация не преследует цели анализа учебников информатики, мы ограничимся только лишь такими замечаниями, без указания авторов таких учебников. Для заинтересованных лиц мы можем дать анализ учебников информатики с необходимыми комментариями.

Без вдумчивой, каждодневной, серьезной работы овладеть информатикой невозможно, особенно это касается овладения информационными и компьютерными технологиями. Все это на преподавателей информатики накладывает особый отпечаток, в том смысле, что современному учителю, преподающему этот предмет не достаточно самому знать информатику в преподаваемом объеме, владеть методами и приемами, почерпнутыми из педагогики, которая сейчас, на наш взгляд, не поспевает за методистами и учителями, работающих в области информатики. Учитель информатики должен, кроме всего прочего, еще владеть и циклом психологических наук: детская, возрастная, педагогическая и социальная разделы психологии. Причем он сам должен иметь навыки проведения исследовательской работы, обладать развитым математическим мышлением.

Это особенно важно при изучении информатики, где закладываются основы информационных и компьютерные технологии, на основе которых формируются понятия логических операций и развивается мышление.

Для учителей информатики все это имеет первостепенное значение, ибо по сравнению с другими учебными предметами, информатика выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельности, повседневной работы, работы систематической, без перерыва. Более того, на современном этапе становления методики обучения информатике можно считать, что преподаватели информатики в своей постоянной практической деятельности встречаются с проблемами, которые можно разрешить только лишь на основе знаний в большей степени психологии, а затем уже и педагогики.

Таким образом, очевидно, что учителю, ведущему информатику в современной школе необходимо овладеть основными достижениями психолого-педагогических наук с тем, чтобы, опираясь на знания этих наук, строить свою работу. Нужно установить, какой вклад в решение задачи формирования научно-теоретического мышления может внести обучение информатике, как оно должно быть для этого организовано, каким должно быть его содержание и методы обучения.

Надо отметить, что в психологической, педагогической, методической литературе проблеме развития школьников в процессе обучения информатике, формирование у них определенного стиля мышления, компьютерных и особенно информационных технологий уделяется незаслуженно мало внимания.

Об авторе: Калашникова Наталья Владимировна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 10 г. Михайловки» Волгоградской области.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Larionova4043 • 06:24, 20.07.2015
В школах без Москвы без компьютеров никуда, вот поэтому сейчас Департамент образования и внедрят современные технологии. Они повышает успеваемость учеников.
[Материал]
avatar
2 NePsix • 17:09, 26.06.2014
Согласна, особенно насчет учебников. Еще в некоторых линейках учебников информатики (тоже не стану называть авторов) встречаются лабораторные работы, бывшие актуальными лет 10 назад, но не в наши дни. Разумеется, в нашем предмете простора для творчества - хоть отбавляй, придумать интересные задания вполне реально, но иногда хочется отдохнуть от постоянных распечаток на каждого и поработать с учебником, который есть у каждого ребенка.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
3 Екатерина_Пашкова • 17:14, 26.06.2014
Это точно!
[Материал]
avatar
1 olgak25 • 17:38, 17.06.2014
Очень правильные мысли!
[Материал]