Эссе "Размышления об образовании"
Объективные причины непродуктивности традиционного образования
- В государстве у нас в почете инновации, технологии и прочее. Это все нужно для убыстрения и облегчения работы. Да, не спорю, но только на производстве различных предметов и вещей. А человеческая душа? Нет, с ней быстро и технологично нельзя.
- Приходит ребенок в школу, а по-настоящему мало кому есть дело до него. Что важнее: 2+2, Present Perfect, пестики-тычинки или живое общение? Для меня верный ответ очевиден. А в общем, среднестатистический учитель занят совсем другим: то составить план на…, то отчет за…. Учить-то некогда, а уж поговорить по душам о жизни?!. Мониторинги, директор, гороно… Я тоже за последний год почувствовала: становлюсь машиной по отписке. Нет! Все отбросила. И это не наплевательство, это осознанное отношение к цели своей работы – быть путеводной звездой для детей, показать им, где свет, а где тьма.
- Про зарплату и говорить не приходится. Учитель приходит в магазин и… как в одном из фильмов: «Мне 335 граммов колбасы». Да бог с ней, с колбасой! Но разве съездить в отпуск на Черное море, посетить большие города России (я не говорю о загранпоездках) – это что-то сверхпредельное? Для большинства учителей проблемой являются посещение концертов, театров – билеты дорогие. Вот так и получается: колбасы не доела, душу прекрасным не напитала, в школу пришла, сама ничего ученикам не дала. Я твердо убеждена, что зарплаты учителей должно хватать не только на еду, но главное, на повышение культурного и духовного уровня. Тогда и за работу спросить можно и нужно! Но при этом не следует забывать, что сначала учитель «вынашивает» свою личностную позицию в отношении ОБРАЗОВЫВАНИЯ своих учеников, потом мучительно «рождается» эта самая идея. Необходимо время! Вспомним русскую пословицу: терпение и труд все перетрут.
- Как же не упомянуть про техническое обеспечение школ? Только и слышишь: модернизация…. А учитель все также имеет доску, мел и тряпку. Как я мечтаю работать с мультимедийной доской, чтобы и на бумажном носителе в кабинете были картины, портреты, магнитофон, пианино. Только после этого можно будет говорить об инновационном подходе к обучению и к школе в целом. Мораль, как в басне, такова: чтобы что-то получить, нужно сначала вложить!
Моя позиция: почему буксуют все реформы образования в Отечестве?
Мы привыкли держаться за идею, что наше образование лучшее в мире. Часто розовые очки мешают трезво оценить реальную ситуацию и двигаться в ногу со временем. Основное противоречие состоит в том, что школа должна готовить учеников к жизни, но знает ли школа, что такое нынешняя жизнь?! Следующий актуальный вопрос: неравенство возможностей в получении качественного образования. У нас в стране реформы буксуют и вызывают негодование в обществе, т.к. нужно, чтобы система образования представляла собой уникальное сочетание централизации и вариативности, автономии школы с ее строгой подотчетностью и подконтрольностью стандартов обучения с развитием индивидуальных способностей каждого ученика. Но беда в том, что эти положительные принципы, широко декларируемые на бумаге, слабо воплощаются в повседневной школьной практике. Проводить тестирование минимального уровня знаний нужно, но не для того, чтобы отсеять отстающих. Пусть эти оценки за тесты не влияют на переход учащихся из класса в класс, на право обучаться в «престижных» или «обычных» школах. Пусть эти оценки будут ориентиром для учителей в их дальнейшей работе и сигналом для государства увеличить расходы на занятия с отстающими детьми. Чиновникам образования нужно понять, что чем лучше школа, тем меньше ее нужно инспектировать, тем больше свободы ей можно дать, тем больше материальных средств в нее можно вложить. Но и спрос с таких школ больше: пусть делятся опытом, устраивают курсы повышения квалификации для коллег. А «отстающим» учебным заведениям нужно оказывать помощь, финансовую и методическую. У нас в России мало творческих учителей, которых смело можно назвать личностями или даже индивидуальностями. А ведь главной целью школы является научить детей жить в коллективе, решать проблемы задавать вопросы. Правительству следует больше доверять учителю. Не стоит жалеть средств, чтобы профессия учителя была престижной и одной из высокооплачиваемых. Российский учитель сможет оценить доверие. А на первых порах не стоит делать так, чтобы учитель захлебывался от темпа реформ, от количества отчетных бумаг. Терпение нужно иметь и любовь к российским учителям! И тогда все получится! Конечно, не стоит забывать принцип: «Доверяй, но проверяй!» Но следом: «Поощряй, если человек это заслужил». Не следует прыгать с одной реформы на другую: давайте доводить начатое до конца! Неоконченные преобразования порождают недоверие со стороны педагогов. Не следует создавать кумира из мониторинга образования: ведь дело педагога не в тестах, а в развитии ребенка, его способностей и таланта. А это очень тонкие материи!
Системные пути построения «человекоразмерного» образования
«Если б я был султан, я б…». Улыбнулись? А теперь серьезно. Какие шаги вижу я.
- Срочно повысить зарплату учителям до уровня офицеров ФСБ и летчиков, но и процедуру устройства на работу в школу сделать такой же строгой. Как справедливо писалось в древней китайской пословице в Книге перемен И-Цзинь, когда люди бедствуют, государство распадается. Я не говорю об "уравниловке"; в суммах, которые я предлагаю, заложены большие возможности для дифференциации учителей.
- Сразу же настойчиво требовать не новых результатов, а нового живого отношения учителя к своей работе. И пусть это выражается в увеличении количества творческих уроков и мероприятий в школе. Не надо говорить: один урок в такой-то срок. Помним о гуманизме, о социально–личностно–ориентированном образовании!
- Чиновники образования также увеличивают число творческих союзов, вечеров, собраний для учителей: петь, танцевать, общаться, слушать! Вот что нужно!
- Управление образования должно приобрести личностно–общественно– государственный характер. Образование не сводится только к воспитанию и обучению государством. Образование – это ваяние образа ученика, переход от одного его «я» к другому. А ваяние нового образа – это дело, в первую очередь, самого учащегося, затем – его родителей, только потом – государства. В таком понимании сущности образования диктат чиновников и поползновения к надзирательству абсолютно неуместны и вредны. В самом министерстве образования нужны новые люди, разделяющие психологию дореволюционных попечителей народного образования. От всех прочих – только вред.
- Анализ отчетов учреждений о проделанной работе необходимо передать независимым ассоциациям и экспертам, руководимым министерскими работниками. Ведь опереться надежно можно только на то, что сопротивляется!
- Четко сформулировать и прописать цели, задачи и содержание образования, руководствуясь правилом Эсхила: «Мудр тот, кто знает не многое, а нужное», а также идеей Жака Делора: «Образование на протяжении всей жизни – центральная проблема для общества» и его четырьмя принципами: научиться жить вместе, научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить каждому.
- Президенту необходимо выработать единую государственную образовательную политику, отменить ведомственную политику, которая нередко противоречит государственной, избавить страну от минималистской концепции и от двойных стандартов содержания среднего образования.
Орфография и пунктуация - авторские
Об авторе: Чурилова Наталья Вячеславовна, учитель, МБОУ "СОШ №16 г. Владивостока" им. А.Н. Щетининой.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.