Современная система российского образования далека от совершенства. И проблем назрело, увы, действительно много. Проблема содержания образования – одна из самых злободневных. Это не могут не понимать в министерстве, иначе зачем в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку выпускникам предлагаются для анализа тексты, где эта проблема является основной? Так, в 2009 г. в КИМах появился сокращённый вариант статьи Игоря Ботова [3], в которой автор с горькой иронией замечает, что у школьников пропадает интерес к знаниям. Знания не обогащают, а наоборот, тяготят их, образование становится для них тяжким грузом, и они хотят быстрее сбросить его со своих плеч. Дети не чувствуют «сродства души с изучаемым предметом» [3], не понимают, зачем нужны эти знания в будущем.
После публикации отрывков статьи «Воспитание» И.П. Ботов саркастически констатирует: «Удивительно, как могут составители программ, как не боятся обнажать свои огрехи, что публикуют мою статью. Ведь, если я - прав, то их всех нужно уволить» [3].
Известный писатель и публицист В.М. Розин тоже утверждает, что наше образование нужно менять. С течением времени изменяется всё: наша жизнь, быт, даже мы сами, а школа почему-то остаётся неизменной. Содержанием сегодняшнего образования не довольны все: и учителя, и ученики, и родители. По мнению В.М. Розина, школа гасит все новообразования, а она призвана формировать творческую активность, сам ученик при этом должен постигнуть традиции, духовные ценности, знания, пригодные в будущем [4].
Приведу конкретные примеры. До сих пор не понимаю, зачем изучаются в средней школе синусы, косинусы, тангенсы, логарифмы, производные… Когда-то я блестяще решала алгебраические задачи, знала все тригонометрические тождества, легко извлекала квадратные корни. Была лучшей ученицей в классе. Теперь у меня высшее педагогическое образование. Но ни одна формула не пригодилась мне ни в институте, ни в моей работе. Ни в жизни. В голове остался какой-то каламбур, вроде: «тангенс косинуса, умноженный на котангенс арксинуса…». Зачем это учителю русского языка и литературы, воспитателю детского сада, врачу, юристу, экономисту, администратору, повару, механизатору, продавцу?
Моя дочь окончила 8 классов, через год ей сдавать ГИА, по поводу чего уже закуплены «нужные» книжки. Учитель математики комментирует: «Учебник, по которому мы занимались, не прошёл экспертизу, в нём нет таких заданий, которые бывают на ГИА и ЕГЭ. Я купила новый учебник, где есть подобные задания: оказывается, это профильный уровень. Будем изучать математику углублённо». Зачем? Если бы это была городская школа с математическим уклоном, которая выпустит будущих учёных, способных сказать новое, важное для человечества, слово в науке, то понятно… Но наша-то школа – самая обыкновенная сельская «СОШ». Что интересно, вместо ответа на вопрос зачем? учительница только смущённо улыбнулась и … пожала плечами. А потом сказала: «Чтобы сдать экзамен!»
К содержанию обучения русскому языку тоже много претензий как у педагогов, так и у школьников. Около полутора лет назад я ЗАСТАВЛЯЛА ЗУБРИТЬ своих учеников, что такое парцелляция, оксиморон, эллипсис и проч. И приводить примеры этих средств из текста. Год назад мои выпускники сдали экзамен. Сегодня ни один из них не помнит значения названных слов. Эти знания им попросту «не пригодились», как мне математические формулы, а потому и забылись. Наверное, это касается каждого школьного предмета…
Нынче пятиклассники спросили меня: «Что такое ГИА?» На что я ответила: «Это такой …Змей Горыныч с тремя головами, которые должен отсечь девятиклассник в конце учебного года. Первая голова – тест, вторая – изложение, а третья - сочинение». Объяснение понравилось…
По мнению большинства педагогов, участников районных и городских семинаров, ГИА и ЕГЭ не способствуют, а препятствуют развитию творческих способностей. О каком творчестве может идти речь, когда мы учим детей ставить крестик в нужную клетку (Боже упаси тебя ошибиться!), писать сочинение по шаблону, руководствуясь одной целью – набрать как можно больше баллов! И от критериев – ни на шаг! Ученики не любят и боятся сдавать ЕГЭ. Поэтому я прямо говорю своим выпускникам: «ЕГЭ – это ваш враг. Его надо победить, чтобы получить путёвку во взрослую жизнь. А чтобы победить, врага надо знать в лицо. Поэтому хорошенько подготовимся к битве». Так мы, учителя, работаем над «повышением качества образования»…
Вчера я встретила одного из выпускников прошлого года, который два дня назад пришёл из армии. Разговорились. Он спортсмен, физически здоров и крепок, а потому служил в элитных войсках МВД. Что из школьной программы по русскому языку ему там пригодилось? - Общение, общение, общение. И – грамотная речь.
Вот и получается, что большая часть знаний, навязанных образовательными учреждениями, оказывается непригодной в жизни. Поэтому необходимо изменить содержание современного образования, и «нужно срочно начинать создавать светлый мир будущего уже сегодня» [3].
Образование требует немало сил, терпения и усидчивости. Так пускай же они не будут напрасны!
Использованные источники
[1] http://si-sv.com/board/9-1-0-39
[2] http://citatu.com.ua/zh__zh_russo/
[3] http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/kritik/219719.html
[4] http://www.mpgu.edu/dopolnitelnoe_professionalnoe_obrazovanie
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Шадрина Ирина Савельевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Солоновская СОШ им. Матренина А.П."
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.