Никифорова Юлия Федоровна, 15.07.2014 1

Эссе «Я – из учительской династии»

Передо мной на компьютерном столике стоит фотография. Черно-белая, с царапинами и обломанными уголками. Остановленный на ней с помощью фотомагии краткий миг бытия успел выцвести и пожелтеть под лучами жарких минувших лет и ветров перемен, бушующих в нашем мире. На фотографии крупным планом запечатлена молодая девушка – черноволосая, с копной непокорных локонов. Она сидит за столом, под разлапистым фикусом, склонившись над ученическими тетрадями…


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Эта молодая учительница – моя бабушка по маме, Кучерова (Жукова) Зоя Прокофьевна. Она всю свою жизнь посвятила детям, школе, избрав однажды профессию учителя начальных классов. И не разу не пожалела о совершенном выборе. Ее родная сестра, Парфенова (Жукова) Татьяна Прокофьевна до пенсии проработала в той же школе учителем математики и завучем, в годы Великой Отечественной войны добровольно ушла на фронт связисткой, была награждена орденом Отечественной войны II степени. Начало их профессионального становления пришлось на голодные и холодные послевоенные годы разрухи. В классах было до 50 (!) детей, причем разного возраста (так называемые «переростки» – жертвы послевоенного периода), но все хотели учиться. Учителя сами топили печи, разлиновывали газеты для прописей, подкармливали (как сейчас бы назвали – малообеспеченных) вареной картошкой и другими немудреными обедами, в суровые зимние морозы или бураны разводили детей по домам. 

Помимо школы, работала во вторую смену в интернате, была избрана народным депутатом. А сколько времени и сил затрачивала на проверку тетрадей (это ведь начальные классы), родительские собрания и консультации, походы с детьми! Родителей всех учеников знала что называется, в лицо и поименно, нередко посещала их сама, беспокоясь за каждого ребенка. Своего ребенка часто видела только спящим: уходила рано, когда дочь еще спала, а приходила – она уже спала. Время от времени доставала из портфеля ее дневник и … успокаивалась – в нем были только пятерки. Поэтому она и не разрешила поступать в педагогический институт своей единственной дочери – не захотела для нее столь сложной судьбы. Наверное, ее можно понять…
Моя мама, Никифорова (Кучерова) Вера Георгиевна, хотя и не получила педагогического образования, работала не один год в школе учителем рисования. 

И до сих пор помню, как в детстве слушала рассказы из их профессиональной жизни как сказки и передо мной отчетливо возникали яркие красочные картины. 

Первым своим учителем могу смело назвать свою бабушку: первоклассницей я много болела, практически не посещала школу, но по результатам итоговых контрольных были почти все пятерки (кроме двух четверок – по музыке и по ИЗО). Когда пришло время выбирать профессию, не сомневалась (только были раздумья: поступать на физико-математический факультет или факультет иностранных языков). После долгих размышлений возобладала склонность к точным наукам (возможно, наследство двоюродной бабушки) и через 5 лет учебы мне была присвоена квалификация «учитель физики и информатики». Несмотря на то, что мне не удалось вернуться в школу уже в качестве учителя, уже 11 лет работаю методистом в системе дополнительного образования. 

И лишь с годами я осознала истину: чтобы стать Учителем, недостаточно получить диплом соответствующего института или поставить нужную запись с печатью в трудовой книжке. 
И научить решать уравнение «икс в квадрате плюс игрек в квадрате», писать сочинение на тему «Андрей Болконский под небом Аустерлица», вычислять время, необходимое для полной остановки автомобиля – это только малая, доступная для всеобщего обозрения, вершина такого непростого труда педагога. 

Сегодня понимаю, что решив стать Учителем, берешь на себя нелегкое обещание быть лучшим человеком (именно быть, а не казаться им), безмолвно произносишь слова клятвы, аналогичной клятве Гиппократа. Считаю, что настоящему Учителю присуща особая нравственная выправка (по аналогии с военной выправкой).

Все чаще в сложной ситуации в голову приходят мысли: «Одобрили бы они моё решение или нет? Как поступили бы они сами на моем месте? Права ли я?» Все чаще возникает вопрос: «Достойна ли я дел своих Учителей?»

Время неумолимо бежит вперед. Но я верю, что где-то в школьном классе под названием Вечность все также идет урок. И молодая учительница произносит заветные слова "Здравствуйте, дети…" и 50 пар внимательных глаз пытливо взирают на черноволосую, с копной непокорных локонов, девушку.

Сохранена орфография и пунктуация автора. 

Автор: Никифорова Юлия Федоровна, методист, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 olgak25 • 12:32, 16.07.2014
Очень интересно! Спасибо!
[Материал]