Можно много говорить о проблемах в современном образовании, но они были, есть и будут. Накапливаясь, проблемы имеют свойство перерастать и трансформироваться из одной в другую, обнажая самые болезненные места системы. Главное, по моему мнению, всегда сохранять неизменной суть самого образовательного процесса. А в чем она? Давать знания и воспитывать? Но разве только в этом заключается роль педагога?
В современном обществе развитие информационных технологий позволяет получить нужную информацию и знания в считанные минуты, воспользовавшись интернетом. Правильное воспитание же невозможно без получения базовых установок морали, которые прививаются в семье. В чем тогда задача учителя? Ответить на этот вопрос все равно, что дать ответ на вопрос вашего подросшего ребенка: «В чем смысл жизни?» Каждый отвечает на него по-своему. Наверное, он уже в том, чтобы такие вопросы задавались. Если Вам задал такой вопрос Ваш ребенок, значит Вы на правильном пути: установлены доверительные отношения с ребенком, он уважает Ваше мнение или хотя бы интересуется им. И главное, что раз он спросил, то думает об том и ищет ответы сам! Так же и с образованием: пока педагог ищет для себя ответы на вопросы, пытается понять, в чем его роль, до тех пор он способен чему-то научить других.
Роль учителя не только в том, чтобы дать набор минимальных знаний об окружающем нас мире, научиться искать нужную информацию и не запутаться в ее потоке, отделять «зерна от плевел». Это тоже крайне важно, но все это приходит с опытом. Жизненный опыт помогает приобретать разносторонние знания, классифицировать, дифференцировать их. И задача педагога не только в том, чтобы воспитывать подрастающее поколение согласно установленным правилам, которые утвердились в социуме. Ведь в какой-то момент они поменяются под действием времени, и усвоенные истины уже не будут работать. Что тогда будет?
Главное, по моему мнению, научить любого ребенка думать, помочь ему раскрыть и проявить себя, научиться уважать чужое мнение, любить не только себя, но и мир вокруг, уметь сочувствовать, сопереживать и конечно развиваться.
Если еще в начальной школе не заложена любовь к школе как месту получения полезных знаний, то к концу школы ученик скатится в оценках и будет рад закончить ее быстрее. Если в средней школе не найдется хотя бы один педагог, к которому ученик захочет идти на каждый урок просто потому, что ему нравится, как читается этот предмет – ребенок разочаруется в образовании навсегда. Ведь многие ученики и будущую профессию выбирают из любви к какому-то предмету, а ее может развить только учитель-предметник.
Если учитель готов самоотверженно идти на уроки с целью отдавать свои знания, свой интеллект, энтузиазм, вдохновение, делиться своими рассуждениями, предположениями, тревогами, радостями, не стремясь получить ничего взамен, он - настоящий педагог. И самое интересное, он получит гораздо больше взамен. Любите и уважайте свой труд, тогда и вас будут ценить.
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Мартынова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.