Реброва Ольга Александровна, 09.05.2013 0

Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях ансамбля «Купаленка»

olga_rebrova@bk.ru

Возрождение национального самосознания приобретает в настоящее время особую актуальность. Родная культура, как образ матери, должна быть неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Народная культура, фольклор – это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-нравственные ценности и на их основе непрерывно создавать новые.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Перед дополнительным образованием и педагогом стоит задача помочь воспитаннику сформировать интерес к миру традиционной русской культуры. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Большое внимание этой проблеме уделяется в МБОУ ДОД ЦВР «Планета взросления» г. Хабаровска. Занятия в народном ансамбле «Купаленка», под руководством педагога Самусь Светланы Андреевны, ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности детей, включая широкий спектр видов и сфер практической деятельности фольклорного творчества и создание условий для нравственного самоопределения учащихся.

«Создание ситуации успеха для каждого ребенка», - вот девиз, под которым работает Светлана Андреевна. На своих занятиях педагог помогает детям обрести уверенность в своих силах и способностях, развивая нравственную культуру каждого воспитанника. Организация педагогического процесса на занятиях в народном ансамбле строится с опорой на следующие принципы:
  •  Принцип воспитывающего обучения, который предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему;
  •  Принцип доступности обучения, определяющий построение учебного процесса таким образом, чтобы у детей появилось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения;
  •  Принцип сознательности и активности, который основывается на формировании у воспитанников мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, устойчивом интересе к изучаемому материалу;
  •  Принцип «интеграции». Данный принцип обучения позволяет педагогу использовать на занятии по фольклору несколько видов жанров одновременно:
    •  вокальное мастерство;
    •  ансамблевое многоголосье;
    •  элементы русского народного танца;
    •  элементы актерского мастерства;
    •  обучение игре на народных инструментах;
    •  посещение концертов, выставок, музеев, связанных с русской культурой и фольклором;
    •  знакомство с народными промыслами;
    •  изучение народного календаря и обрядов.
  •  Принцип индивидуального подхода, когда ребенок добивается максимального успеха при обнаружении его собственных моделей учения, т.е. наиболее эффективных именно для него;
  •  Принцип наглядности, который предполагает использование на занятиях технических средств, демонстрация кино – и видеофильмов и других средств наглядности.
Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях ансамбля «Купаленка» реализуется через:
  •  активное сотрудничество, сотворчество детей и педагога;
  •  активное диалоговое общение;
  •  мотивацию учащихся на исследовательскую, творческую деятельность;
  •  формирование социального успеха (участие в конкурсах, фестивалях и т.д.).
С момента прихода ребенка в ансамбль начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Это сопровождение заключается в создании благоприятного морально-психологического климата. Используется дифференцированный подход. Применяется индивидуальное и групповое обучение.

Почти за двадцать лет своего существования коллективом «Купаленка» был накоплен опыт создания образовательной и социокультурной среды, в которой ребенок становится причастен к гармонии духа, таящейся в звуках музыки, творческом общении, в единении с педагогом-наставником и сотоварищами. Концерты, исполнительская деятельность, театрализованные народные праздники, участие в ежегодных фестивалях, все это способствует единению коллектива. Традиция преемственности – основная в ансамбле. Она продолжается в наставничестве старших над новичками. Репетиционный процесс, разучивание партитур, подготовка к выступлению, дружеская опека во всем.

Одной из традиционных форм является проведение открытых занятий для родителей. Такие занятия позволяют с одной стороны обеспечить открытость и доступность образовательного процесса, с другой стороны продемонстрировать новые грани и способности детей, о которых не всегда знают родители. Особой традицией являются постановки театрализованных народных праздников и обрядов. Сценарии, разработка проектов и создание презентаций, постановка, декорации, костюмы – все это совместный труд детей и родителей, для которых само действо это яркий и захватывающий праздник.

К традициям относится тесная творческая и эмоциональная связь с выпускниками. Это и приглашение солистов, и совместные поездки, экскурсии, и встречи с выпускниками, и помощь в организации концертов, постановок. Таким образом, вся деятельность ансамбля «Купаленка» направлена на развитие духовно-нравственного воспитания учащихся. Своими выступлениями, обрядами, ансамбль воспитывает у зрителей чувство любви к Отечеству, родному краю, развивает нравственность, пропагандирует народные песни, возрождает культуру, традиции своего народа.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?