Духовное обогащение детских сердец. Как мы реализуем программу "Детское сердце"
Сегодня идет процесс формирования нового поколения российских граждан. С этой целью мною была выбрана программа духовно-нравственного воспитания учащихся «Детское сердце». Название программы неслучайно: в современных условиях особенно важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости и уважения к родине, прививать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости.
Программа призвана помочь ребятам осознать себя деятельными личностями, организовать добрые дела, обогатить свой духовный и внутренний мир, преумножить духовно-нравственный опыт Отечества.
Духовником, наставником моих учеников стал настоятель местного прихода иерей отец Иоанн. Вместе с ним мы составили «Духовный Устав», исполнять который стремимся всегда и везде. Вот некоторые положения из него: «Развивать в себе терпение, милосердие, искренность и чуткость», «Учиться болеть за семью, друзей, школу, Родину...»
Также ребята с удовольствием принимают участие в различных творческих проектах («Дари добро», «Детское сердце», «Забота о младших»), пишут исследовательские работы («История моей семьи», «Священник — профессия или призвание?», « Дети войны»).
В рамках реализации программы мы совершаем экскурсии по святым местам. Например, нам уже удалось побывать в Санаксарском и Дивеевском монастырях. Такие поездки укрепляют в нашем небольшом коллективе атмосферу сплоченности и сотрудничества и духовно обогащают детей.
Кроме того, традицией стало посещение местных церквей: мы ездим экскурсии («Дорога к храму»), присутствуем на службе. Ребята познакомились с историями создания храмов и легендами, связанными с их реставрацией.
Чтобы не забывать своего прошлого и роли в этом прошлом людей села, проводятся встречи со знаменитыми людьми села — поэтами. Давно на всю округу прославились имена местных поэтов: М. Седова, Т. Евдокишкиной, Н. Кардаковой. Стихи в их исполнении ребята слушали с большим интересом. О чем поэты только не пишут: о прошлом, о настоящем и будущем. Есть у них и любовная лирика, и патриотическая. Особенно понравились стихи М. Седова ко Дню Победы — о роли местных жителей в ВОв, о призыве не забывать их и быть достойными гражданами своего Отечества.
Нередки стали встречи, круглые столы со священниками, а самый частый наш гость, конечно, отец Иоанн (И.Ф. Федотов). У ребят накапливается много интересных вопросов, например, зачем ходить в церковь, как себя там вести, что это за праздник, такой —Пасха, почему люди постятся?
Батюшка старается ответить на все вопросы ребят, даже самые сложные, дает ценные советы. Направляет мысли детей. Такие встречи заставляют учащихся задуматься о смысле жизни, учат их принимать правильные решения.
Коллективное творчество, подкрепленное дружеской беседой с отцом Иоанном, приносит свои плоды: дети чувствуют себя комфортно в своем коллективе, на душе у них чисто и радостно. Родители также активно участвуют в дискуссиях, имеют возможность увидеть своих детей и их друзей в отличной от домашней обстановке.
Мои ученики активно участвуют в благотворительных акциях «Дари добро», которые направлены на помощь детям-инвалидам. Ребята вместе с родителями готовят разные "вкусности" и продают их на ярмарке, а вырученные деньги отправляют детям-инвалидам.
Традиционными стали встречи с бывшими ветеранами ВОв: с бывшим директором школы, ветераном войны — А.И. Золотовым, участником ВОв В.В. Чучеловым. А.И. Золотов был и остается «своим» у учащихся. Его рассказы о войне учат детей быть мужественными, стойкими и решительными, развивают у ребят патриотические чувства.
В селе находится Дом Милосердия — это крыша над головой того, кто по каким-то причинам, будь то по уважительным или неуважительным, оказался здесь. Постоянное сотрудничество с Домом Милосердия позволяет знать, чувствовать, чем живут пожилые люди. Мы оказываем помощь престарелым, вносим в их обыденную жизнь немного ярких красок, устраивая им различные литературно-музыкальные композиции («День пожилого человека», Декаду инвалидов «Играй гармонь»).
За посиделками они рассказывают о своей жизни, как все было раньше, иногда со слезами на глазах. Дети своими руками изготавливают сувениры и дарят их в подарок.
Мы ведем шефство над тяжелобольными, инвалидами.
Отношение человека к природной среде, к себе как части природы определяет его экологическую культуру. Как будет ребенок относиться к природе, зависит от нас: мы должны воспитывать бережливую, защищающую природу личность.
С этой целью совместно с учащимися проводим акции по озеленению села, следим за благоустройством памятников, проводим природоохранительные акции, экскурсии «Штурм» — по очистке родников, составляем экологические проекты. Акции приурочены к датам, событиям, имеющим общественное значение, они имеют большое воспитательное воздействие на детей, служат эффективной экологической пропагандой среди родителей («День воды», «Любимое дерево», «Хлебные крошки»). Эти мероприятия влияют на развитие познавательного интереса у учеников, учат их бережливости.
Христианское воспитание способно духовно, морально, психологически и физически защитить каждого человека и человеческое общество от духовно-нравственного разложения и физической деградации, которые открыто и агрессивно угрожают нам и нашим детям.
Наша цель — воспитать гуманного, творческого, активного человека, уважительного и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Работа по программе духовно-нравственного воспитания «Детское сердце» не проходит даром. Возрастают духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения, уровень самосознания, гуманности и способности сделать правильный нравственный выбор.
Об авторе: Галина Тимофеева, «Криушинская СОШ», с. Криуша.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.