Анастасия Ипатова, 24.03.2015 0

Сохранение нравственности на примерах богатейшего наследия русской музыкальной вокально-хоровой культуры через ее возрождение


Хор — единственный вид музыкального творчества, который воспитывает личность в коллективе, через вокально-хоровое исполнительство, через язык музыки и слова. Это тот вид искусства, где дети творят сообща, через самый понятный язык музыкального инструмента — голос и слово. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

И здесь очень важен наш личностный подход к каждому ребенку, так же как и личностный пример. Для этого надо четко осознавать, насколько я сам как педагог, как человек состоялся как личность нравственная и духовная. Что я дам сегодня на занятиях хора, глядя в глаза ребенка, что нового, доброго вложу в его душу и сердце.

Из этого прямо вытекает вопрос поиска репертуара хора, если мы говорим о нравственном и духовном воспитании. Сейчас много говорится о новых подходах, формах и методах преподавания, высказываются мнения, что мало уделяется внимания современным авторам-песенникам, отдается предпочтение композиторам XIX-XX в. Но произведения многих современных авторов не отвечают исполнительским задачам детского хорового пения. По этой причине мы и уделяем большое внимание классической русской, зарубежной советской и духовной музыке.

Наша позиция заключается в том, что хрупкий внутренний мир ребенка надо воспитывать на самых лучших образцах нашего духовного наследия: С. Рахманинов "Весенние воды", П. Чайковский "То было раннею весной", Чесноков "Яблоня", Архангельский и другие — перечислять можно очень долго. Педагоги ответственны за ту духовную информацию, которую несет музыкальное произведение.

В данный момент в нашей школе работают 11 хоровых коллективов, и у каждого из них есть свое неповторимое лицо. Кто-то делает первые шажочки, а кто-то уже добился высоких результатов в исполнительской практике.

Например в младших хорах Фурзиковой Елены вопрос воспитания духовности решается через постановку музыкальных опер-сказок, где добро всегда побеждает зло: "Муха-Цокотуха" Красина, "Золушка" Спадавекиа, "Ку-ка-ре-ку" Карша.

Вопросы патриотического и нравственного воспитания решается в хоре мальчиков и юношей "Мечта", где основное внимание уделяется хоровым произведениям патриотического содержания. Гордостью нашей школы является хор девочек старших классов "Вереск", который в 2010 году получил звание народного коллектива. Здесь проблемы нравственности и духовности решаются через исполнение лучших примеров мировой классики и духовной музыки, которые исполняются на различных концертных площадках нашего города и в исторически-значимых залах городов и стран которые они посещают в поездках на конкурсы и фестивали.

В 2009 году два коллектива "Вереск" и "Рассвет" побывали в Санкт-Петербурге на всероссийском фестивале "Хоровые Ассамблеи", где дети имели возможность соприкоснуться со своим историческим духовным наследием, исполняя музыку в Государственной Хоровой капелле им. М.И, Глинки, Шереметьевском Дворце, Исакиевском Соборе, Дворце Меньшикова, стены которых способствуют духовному очищению и накладывают определенные обязательства перед собой и будущим поколением.

Выпускники нашей школы с удовольствием возвращаются в родные классы, к родным педагогам, делятся своими достижениями, успехами.

И конечно особенной гордостью является коллектив, который был создан в 2008 году силами выпускников — хор юношей и девушек "Рассвет". В репертуар которого входит серьезная музыка великих композиторов.

В творческих поездках дети духовно обогащаются, растут как профессионалы. Набираются опыта, эмоционально заряжаются и имеют возможность общаться со своими сверстниками, заводить новые знакомства. Хотелось бы побольше иметь подобных творческих встреч. 

Об авторе: Ипатова Анастасия Витальевн, преподаватель хоровых дисциплин, МБУ ДО ДШИ №12.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?