Татьяна Иваненко, Елена Левковец, 28.08.2015 0

Изучение истории и географии через обучение сайтостроению


Сегодня во главу угла поставлена необходимость конструирования знаний учащимися в процессе совместной значимой деятельности и формирования единой картины мира как нельзя лучше подойдет интеграция уроков. Традиционно интегрированные уроки информатики создают совместно с учителями математики и физики. Мы предлагаем примеры создания интегрированных уроков и проектов для изучения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В рамках формирования у учащихся единой картины мира, как показали наши наблюдения за учащимися, очень неплохо использовать приобретение знаний по сайтостроению. Нельзя же создать пустой сайт! Для создания сайта нужна цель, определение направления тем, поднимаемых на сайте и прочее. Нужно разработать структуру и дизайн сайта, наполнить его соответствующим материалом. Для первичного обучения сайтостроению подойдет Блокнот и желание приобрести знания, отвечающие назначению и дизайну сайта. В результате, для создания сайта будут применяться знания, полученные как на уроках математики и обществознания (стройность и логичность структуры), так и на уроках изобразительного искусства (дизайн сайта и чувство вкуса), литературы и русского языка (информацию нужно подавать грамотно), а также любого другого предмета, соответствующего тематике сайта. Мало того, ученик получает готовый продукт, который наблюдает воочию и может им гордиться, и, если продолжит дело создания сайта дальше, то и совершает общественно значимое дело. Например, нами, учителями информатики и географии, был разработан интегрированный урок по теме «Промышленность Калининградской области».

На этом уроке решалась задача отработки навыков по созданию ссылок, с помощью которых набор web-страниц превращается в сайт. При этом map-карту (интерактивную карту) промышленности создавали на уроке, специально посвященном этому. Индивидуальным заданием ученикам послужило создание web-страниц-заготовок по каждому полезному ископаемому.

Теперь ученикам осталось получить новые знания по обоим предметам (информатике и географии), обобщить их и соединить в готовый продукт, которым можно любоваться и перечитывать много раз, закрепляя тем самым полученные знания, испытывая чувство удовлетворения. Желание научиться создавать свой сайт, выраженное приблизительно такими словами: «Я научусь создавать сайты, и донесу миру информацию о себе, похвастаюсь друзьям своим продуктом», непроизвольно стимулирует к изучению предметов.

Создавая сайты, в зависимости от тематики и целей создания сайта, можно изучать искусство, науки, проводить патриотическое и нравственное воспитание, используя метод проектов и интегрированных уроков.

В школьной программе по учебнику Босовой Л.Л. и Босовой А.Ю. «Информатика и ИКТ 9 класс», Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 в главе «Коммуникационные технологии» есть параграф 6.4 «Создание WEB – сайта». Эта тема приходится на конец четверти. Обычно есть небольшой резерв времени, когда можно заняться проектной деятельностью. В школьном курсе географии 9 класса есть уроки по Калининградской области, где рассматриваются вопросы экономики. Этих часов совсем немного и хочется наполнить их таким образом, чтобы сложилась более–менее полная картина экономики региона. Как правило, мы используем готовые электронные образовательные ресурсы или ресурсы Интернета[1], а с помощью сайтостроения мы предлагаем ученикам создать свой собственный электронный образовательный ресурс.

Для этого на предыдущих уроках информатики дети создают заготовку карты в виде картинки, сделав скриншот c яндекс-карты Калининградской области. Создают из нее map-карту — карту, где специальным образом размечают области, которые будут служить ссылками на информационные web-страницы. Эти web-страницы дети готовят или заранее дома, или на одном из предшествующих уроков информатики и географии. После, на интегрированном уроке, они с помощью ссылок соединяют map-карту с web-страницами-заготовками. И, изучив, как на HTML строятся маркированные списки или таблицы, на одной из web-страниц, делается вывод о специализации промышленности области и факторах их размещения.

С помощью создания сайта возможно и изучение достопримечательностей родного края. Если хорошая погода, то можно сфотографировать местные достопримечательности, разместить их на своих web-страницах. И поучиться использовать HTMLкод, и позаниматься фотографией, и поиском материала по интересующему месту в районе (например, Чкаловск). В Интернете не всегда можно найти полную информацию о небольших районах и посёлочках, придется что-то расспрашивать у краеведов, что-то искать в библиотеке или школьном музее, что-то спрашивать у учителей истории и географии. Чем не исследовательская деятельность? Чем не повод поучиться сайтостроению?

В итоге, после изучения языка разметки гипертекста HTML[5], для изучения которого нами было предложено создать проект «Карта-сайт: достопримечательности поселка Чкаловск», многие заразились изучением сайтостроения. И создали много мини-проектов на эту тему. Некоторые ученики решили сделать сайтостроение своей профессией. И в рамках поставленной темы изучают материал глубже, самостоятельно подбирают, интересующие их инструменты в Интернете, апробируют их, сравнивают, учатся выбирать их в зависимости от необходимости получения какого-то конкретного результата. Пользуются различным сервисами, пробуют различные конструкторы сайтов.

Один из самых удачных проектов размещен на странице школы на сайте «Образование города Калининграда», на странице МАОУ СОШ № 11 в разделе «КОНТАКТЫ», выполненный учеником 10 класса [4]. Он постоянно усложняет себе задачу, добавляет новые элементы управления на сайт. Научился создавать кнопки и фреймы, постоянно думает об улучшении дизайна и наполнения материалом. Ставит перед собой цель и решает ее. И, конечно, у него воспитывается трепетное отношение к истории, желание ее узнать и донести другим людям через свое творение. В результате проект постоянно дорабатывается и процесс обучения не прекращается.

В 1968 году произошло знаковое событие в нашей школе: открылась комната музея Боевой славы 307 стрелковой дивизии. Ребятами нашей школы были найдены родственники тех, кто захоронен на территории мемориала. Есть идея создать информационный сайт о результатах поисковой и исследовательской деятельности тех ребят, а также сегодняшних учеников, перед которыми будет поставлена цель рассказать о подвигах героев через свои web-страницы. Для этого нужно собрать материал о героях, продумать структуру сайта и дизайн. Отсканировать исторические документы и фотографии. Написать связно и интересно историю о вверенных их перу героях. Это большой проект, в котором может быть задействовано большое количество учащихся из разных классов. Перед каждым будет стоять своя задача. Дети сами работают с документами музея, расспрашивают ветеранов и верят в то, что видят и слышат. Делают выводы.

Патриотическое воспитание детей очень важно в эпоху «переписывания истории». Не вырастут из них «Иваны, не помнящие родства».

Все приложения к данной публикации можно скачать по ссылке >>>

Об авторах:

  • Иваненко Татьяна Васильевна, учитель информатики и ИКТ, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 11.
  • Левковец Елена Максимовна, учитель географии, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 11.

Список литературы:

  1. Infoarena. [Электронный ресурс]. URL-адрес: http://infoarena.ru/node/33398;
  2. Лихачев Д.С. Любить родной край. [Электронный ресурс] //Отечество. Краеведческий альманах. URL-адрес: http://annales.info/other/ot1_pred.htm. (Дата обращения 14.04.2014);
  3. НИО. Начала инженерного образования в школе. [Электронный ресурс]. URL-адрес: http://koposov.info/?p=1473. (Дата обращения 14.04.2014);
  4. Образование города Калининграда.  [Электронный ресурс]. URL-адрес: http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0111/map/index.html. (Дата обращения 14.04.2014);
  5.  Постройка.ру. [Электронный ресурс]. URL-адрес: http://www.postroika.ru/html/1step22.html. (Дата обращения 14.03.2014).

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?