Мария Юрьевна Гузаева,
10.11.2013 0
Методы коррекционной работы по улучшению межличностных отношений подростков с учетом темперамента
Подростковый возраст является одним из наиболее важных в становлении личности человека. В этом возрасте происходит перестройка ранее сложившихся отношений с окружающей действительностью, осуществляется своеобразный переход во взрослую жизнь. Успешность данного перехода во многом зависит от способности подростка приспосабливаться к новым социальным и психологическим ситуациям, окружающим его взрослым людям, сверстникам. Изучение особенностей возрастного развития призваны не только характеризовать качественные особенности возраста, но и учитывать особенности социальной ситуации развития ребенка в постоянно меняющемся мире.
Условия взросления современного поколения быстро меняются, реформируются требования в образовательных учреждениях, а общественно культурные «образцы» носят неустойчивый и не всегда позитивный с точки зрения развития характер. Поэтому современная наука и практика требуют постоянного уточнения данных о возрастных особенностей детей и их темпераменте. Особенно это относится к подростковому периоду развития, когда влияние социума осуществляется особенно сильно.
Современная социальная ситуация взросления ставит перед подростком любого возраста сложные задачи в период обучения в средней школе. Ярко это проявляется в тех случаях, когда школьник поступает в образовательные учреждения так называемого повышенного уровня (гимназии, лицеи), которые предъявляют особые требования не только к его знаниям, умениям и навыкам, и развитию познавательных процессов, но и к личностному развитию, прежде всего, к развитию характера. Становление нового уровня характера, является, как известно важнейшим новообразованием подросткового периода развития.
Темперамент постепенно оформляется на протяжении подросткового возраста, уточняются его границы, через познание и оформление собственных способностей, особенностей, возможностей и осмысление жизни.
Подростковый период – период кризисов. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов: кризис идентичности (склонность к депрессиям и суицидальному поведению), кризис авторитетов (следствие эдипового комплекса – протест против отца), сексуальный кризис (смена эрогенных зон с оральной на генитальную), страх одиночества, принятие новых социальных ролей, гормональный диссонанс – таким образом, получается растянутый во времени эмоционально-социальный психологический стресс.
В настоящее время проблема влияния темперамента на установление межличностных отношений остается малоизученной. Необходимо отметить работы Н. Н. Обозова, в которых тщательно изучались межличностные отношения, в том числе у людей с разными типами темперамента. Но, во-первых, в основу типологии темперамента положены физиологические параметры – свойства нервной системы; во-вторых, не рассматривается влияние темперамента на мотивы выбора или отвержения партнеров. Поэтому актуальной остается проблема влияния психологических составляющих темперамента на установление межличностных отношений.
Особенно важным вопросом является вопрос как темперамент подростка влияет на межличностные отношения и социальное окружение. Сложность и многогранность личностных изменений темперамента в юношеском возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Анализ литературных источников и практический анализ позволил выделить основные положения о влиянии темперамента на межличностные отношения:
- темперамент как характеристика индивида со стороны его динамических особенностей не включает в себя социальные характеристики личности;
- межличностные отношения во многом зависят от общительности как природно обусловленной черты темперамента;
- такие свойства темперамента, как экстраверсия и нейротизм, широко исследуются в отечественной и зарубежной психологии; эмпирически найдены многочисленные связи со свойствами личности, а именно активностью субъекта в сфере межличностных отношений;
- коррекционная работа по улучшению межличностных отношений в группе существенно улучшает отношения подростков с учетом их темперамента.
Исследование темперамента подростка и его формирования, до сих пор мало продвинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой проблеме – проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспитательной работы по формированию темперамента.
Исходное здесь – это отбор и «прививка» надлежащих мотивов путем их генерализации и «стереотипизации», Общая концепция, согласно которой внешние причины действуют через посредство внутренних условий, определяющая, в конечном счете, наш подход к психологическому изучению человеческой личности, определяет и понимание путей ее психического развития. [Ковалёв А.Г, Мясищев В.Н., 1982]
В периоде становления темперамента его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [Личко А. Е., 1977].
Поведенческие нарушения у подростков представляют важную психиатрическую и социальную проблему. По данным медицинской статистики, только 1 из 10 нуждающихся в психиатрической помощи подростков получает её (Г. Н. Сердюковская, 2000 и др.).
Расстройства поведения имеют возрастную динамику и нередко сочетаются с другими психическими расстройствами. Часто расстройства поведения маскируют эмоциональные и личностные нарушения, а также дебютирующий эндогенный процесс.
Известен широкий диапазон факторов, влияющих на темперамент подростка. Среди них много таких, которые обладают психогенными свойствами. Выделение активных психогенных этиологических начал составляет одно из приоритетных научных направлений.
В ряду факторов, имеющих первостепенное значение для формирования психического здоровья детей и подростков, а также коррекции темперамента важное место должна занимать семья как непременная среда их жизнедеятельности. Определение значимости отдельных параметров семьи в нарушении психического здоровья подростков – один из способов расшифровки причинно-следственного механизма роста психических заболеваний среди молодёжи.
Отрицательный психологический климат, как правило, извращает или подавляет отдельные личностные качества, ухудшает психическое и общее здоровье, формирует и усугубляет психическую и социальную дезадаптацию подростков.
Можно предложить следующие типы коррекции межличностных отношений у подростков в группе с учетом темперамента:
Флегматичные подростки, которые педагогов беспокоят мало, всегда страдают от невнимания. Главное в подходе – повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.
Сдержанным, робким, чувствительным подросткам, которые стесняются в незнакомой ситуации, педагогу нужно стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.
Нуждаются в коррекции вечно недовольные подростки, ворчливые, склонные к придиркам, мелочно-требовательные. Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного подростка. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать мелкую канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.
Для высокочувствительного типа подростков, недоверчивых, затаенно-страстных, молчаливых, замкнуто-обидчивых в подходе желательны: оберегающий режим, поощрения при одноклассниках, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства.
Для эмпатичных, очень жалостливых, склонных поддерживать слабых, предпочитающих интимно-дружеские контакты рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно-доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае является достижение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и со взрослыми). Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки.
Для меланхоличных, честолюбивых, упорных, серьезных подростков рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.
Существуют гордые подростки, стремящиеся к первенству, злопамятные, которые стремятся к лидерству во всем, энергичны, упорны. Педагогу в общении с такими подростками нельзя допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект.
С активными, иногда взрывчатыми, иногда беспечно-веселыми подростками желательно спокойно-деловое отношение. Следует находить и рекомендовать лучше индивидуальные занятия.
Если подростков общительный, активный, инициативен, увлекающийся, при этом умеет управлять собой, ему следует создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах.
Пассовно-безразличным подросткам нужно создать ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и т.д.). Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т.п.). Хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности).
Существуют очень энергичные, жизнерадостеные ребята, «любимцы публики». Они требуют доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой – приучит к упорядоченной работе.
Следующий тип темперамента подростка: Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен. Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.
Для высокочувствительного типа, недоверчивого, затаенно-страстного, молчаливого, замкнуто-обидчивого в подходе желательны: оберегающий режим, поощрения при одноклассниках, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства.
К властным, мнительным, подозрительным, педантичным подросткам нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно – с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.
Становление нравственных и волевых черт в темпераменте подростков при определенных условиях может обеспечивать и спортивная деятельность. Однако жизненные реалии показывают, что нередко физические силы и воля подростков направляются не на благо, а на зло. Это ставит задачу исследования проблемы формирования у подростков физической силы, воли и нравственности в их взаимосвязи.
Недостаточно изученной является роль и влияние наследственности на темперамент подростка, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Правда, в этих случаях следует учитывать возможность влияния состояния матери в период беременности (в том числе алкогольных эксцессов и психических травм), а также недостатка материнского внимания и ласки на раннем периоде развития.
Органическая недостаточность способствует возникновению девиантного поведения, обусловливая нарушение внимания и двигательную расторможенность, а также патологию влечений и задержку развития чувства эмпатии. Часто у детей с девиантным поведением органическая недостаточность сочетается с неблагополучной микросоциальной ситуацией.
В работе школьного психолога по коррекции акцентуаций характера и темперамента подростков, прежде всего, должен быть комплексный подход. Основу программы работы с подростками должны составлять следующие концептуальные принципы:
- Принцип развития темперамента в деятельности. Коррекционное воздействие осуществляется в различных видах деятельности: игровой, изобразительной и т.д.
- Принцип непрерывности предполагает осуществление психологического сопровождения ребенка после коррекционно-реабилитационной работы.
- Принцип целостности процесса развития. Решая частную проблему ребенка необходимо учитывать все особенности личности ребенка (и опираться на его резервы) и его социальной ситуации развития.
- Принцип комплексности. Решение любой психодиагностической и коррекционной задачи необходимо при участии специалистов различных профилей.
- Принцип гуманистического подхода
- Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательности и эмоциональной раскрепощенности в ходе работы.
- Принцип преемственности в работе с ребенком различных образовательных и других организации (школа, психологический центр, психоневрологический диспансер, др.)
- Принцип работы с ребенком в тесном сотрудничестве с родителями.
- Принцип психологизации педагогического процесса на основе научно-методического и консультативного обеспечения деятельности педагогов и родителей в обучении и воспитании.
- Принцип фундаментализации деятельности психологов на основе создания структур продуктивного взаимодействия с научным потенциалом вузов, научных центров.
- Принцип интеграции в деятельности практических психологов школы и образовательных учреждений на основе планомерной и программно-целевой координации деятельности.
Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности.
Процесс коррекции психологом темперамента подростка осложнен тем, что требует индивидуального подхода и к каждому родителю, педагогу (учителю) работающему с ребенком. Необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии, юриспруденции.
И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.
Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я».
Педагогическая и психологическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей подростка (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия психолога, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального»; помощь в выборе профессии.
Эта деятельность будет более эффективной, если психолог работает в тесном контакте с родителями. Просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.
Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.
Список используемой литературы
- Алябьева Н.П. Темперамент: понятие и сущность, – СПб.:Питер, 2006. – 323с.
- Ананьев Б.Г. Строение характера//Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.:Высшая школа, 1982. – 20 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека, – СПб.:Питер, 2002. – 394с.
- Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы. Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, – М.:Генезис, 2005. – 96с.
- Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн, – М.:Речь, 2004. – 283с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., Просвещение, 1968. – 475с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 2005. – 681с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.-Л., 1932. – 354 с.
- Выготский Л.С. Психология подростка. Собр. Соч. Т.4 / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М.:Владос, 2003. – 209с.
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика.– В книге избранные труды. М., 1964., – 167 с.
- Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 2009. №3–4. С. 14–19.
- Драгунова Т.В. Психология, – М.:Олма-пресс, 2003. -223 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович И.Т. Краткий психологический словарь: Личность. Образование. Самообразование. Профессия. – МН: «Хэлтон», 2008. – 97 с.
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.