Оксана Кокорина, 01.09.2015 0

Новые формы детско-взрослого сотрудничества в процессе осуществления образовательной деятельности в условиях детского сада


Мне дали группу детей шестилетнего возраста с достаточно низкими показателями в развитии: дети не умеющие играть, работать совместно, с низким развитием произвольности, и другими сопутствующими «радостями». Сразу хочу сказать, что это группа детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако планировалось, что ребята пойдут учиться в общеобразовательные школы, при этом уровень психологической и специальной готовности не соответствовал возрастным нормам, готовность к школьному обучению у них на тот момент была крайне низкой (для детей подготовительной группы на начало года).


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Вдобавок к этому родители большинства ребят придерживались позиции: «Мы вам отдали — вот и занимайтесь детьми».

Первое, что я решила сделать в данной ситуации — это привлечь в союзники к решению проблемы (как максимально эффективно использовать оставшееся время для подготовки детей к школе) родителей ребят. Собрала собрание… Беседы, рассуждения, дебаты… Пришли к выводу, что именно родители — самые важные и ответственные люди в жизни своего ребенка, и именно они отвечают за качество его жизни. У них есть хорошие помощники — педагоги детского сада, которые могут помочь в решении таких важных задач как развитие и образование их ребенка. Потом было еще много консультаций, индивидуальных бесед… и совместная работа.

Вторая, не менее важная часть работы — привлечение к процессу воспитания, развития и образования самих ребят. У детей уже присутствовала четко сформировавшаяся позиция во взаимоотношениях с воспитателем — «под» (взрослый всегда «умнее», больше знает и учит детей, то есть «транслирует им знания веков»). И поэтому у детей выработались свои «защитные механизмы», как и у любого другого человека, попавшего в сходную ситуацию.

Поэтому я наряду с привычной для детей формой организации образовательного процесса ввела другую — событийную. Для этого был использован основной вид детской деятельности — игра. В нашей группе появился домовенок Кузя, который сбежал от Бабы-Яги… И у нас начались «свои», «детские» очень «важные дела»: мы стали вести переписку с домовенком, помогали ему решать его затруднения и проблемы, а главное — мы узнали о беде, которая грозит нам! Оказывается, Баба-Яга решила сделать из нас своих помощников. Она любит тех, кто мало знает, читает, вредничает и бездельничает. Она сама приходила к нам в гости и оставила в группе своих слуг «Бяк-забияк». Наша группа называется «Яблонька» и она показала нам, как выглядит наша «Яблонька» сейчас — голое дерево без коры и листьев.

Беда!

Мы долго решали всей группой, что будем делать и решили бороться за нашу «Яблоньку», и попросить о помощи наших родителей… Много у нас было дел. Сначала нам надо было вернуть защиту дереву, то есть его кору. Ежедневно мы вспоминали и обсуждали успехи свои и своих друзей, что у кого сегодня получилось. Каждая наша победа делала наше дерево сильнее и ослабляла чары Яги. Домовенок заранее дал нам кусочки коры, но силу они обретали только благодаря нам. Потом мы с мамами, папами, бабушками, дедушками, дядями и тетями покрывали дерево листьями, питали его удобрением «семейной мудрости». На нашем дереве расцвели цветы «успеха», которые детям подарили их родные. Мы вместе с родителями встречались с Бабой-Ягой и смогли справиться с ее колдовством. Наша «Яблоня» расцвела, ожила, жаль только, что учебный год уже подошел к концу.

И в результате такой насыщенной и интересной жизни в группе на конец учебного года дети показали высокие результаты не только в развитии, но и в освоении ими образовательной программы.

Обобщим и представим проделанную работу в другой форме.

 В учебном году педагогами группы были выделены как приоритетные следующие задачи:

  • Дальнейшее развитие детей группы и их подготовка к школе.
  • Выстраивание партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников.

Для реализации поставленных задач в группе было осуществлено следующее:

  • Разработан и реализовывался в течение года проект «Древо Яблонька».

Основными задачами, которого было включение в процесс образования и развития детей в рамках детского сада самих ребят и их родителей. Проект предполагал:

  • Развитие у детей субъектной позиции, то есть инициативности, самостоятельности. Дети стремились опроизволить свое поведение (самоконтроль при наличии детской мотивации).
  • Внимание детей акцентировалось (косвенно) на нравственных аспектах (взаимопомощи, внимание к другому человеку) в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду.
  • Создание условий для содержательного включения родителей в процесс «оживления дерева» их детьми, то есть в образовательный процесс.

Об авторе: Кокорина Оксана Юрьевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 194 комбинированного вида» г. Красноярска, статья воспитателя Кокориной Оксаны ЮрьевныМБДОУ «Детский сад № 194 комбинированного вида» г. Красноярска.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?