Поэтому функция учителя заключается не только в обучении, а в большей степени в развитии, и в развитии творческого потенциала ребенка, так как творчество — важное условие и средство развития личности. Работа в этом направлении ведется на уроках, а также выходит за рамки учебной программы.
Развитие творческой личности возможно только при условии активной деятельности. Поэтому в течение учебного года мы с ребятами обязательно посещаем художественные музеи, театры, филармонию, где есть возможность соприкоснуться с «живым» настоящим искусством. Мои ученики участвуют в выставках рисунков, фестивалях, конкурсах чтецов и сочинений, социальных проектах. Но самое главное мероприятие каждого года — это театрализованное представление или спектакль. Здесь ребята учатся общению со сверстниками, учатся понимать и принимать их такими, какие они есть, проявляют свои способности, воспитывают ответственность за свои действия, обретают уверенность. Каждый ребенок класса получает роль и старается исполнить ее как взрослый артист, очень правдиво и по- настоящему. В этих ролях дети могут быть папами и мамами, бабушками и дедушками, учеными и пожарными, богатырями и волшебниками. Так, встав на позицию героя, ребенок учится оценивать ситуации самостоятельно, основываясь на свое мнение.
Такой вид деятельности очень близок природе младшего школьника, так как для них это игра, которая в этом возрасте очень актуальна. Игра позволяет ребенку постичь смысл вещей и дает возможность овладеть общественными мотивами поведения.
В прошедшем учебном году мои ребята закончили 3-ий класс. Уже накопив определенный творческий опыт, мы решили в последней четверти поставить музыкальный спектакль, в основе которого лежит опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» в максимально возможном объеме, в эскизном исполнении с участием всех учащихся класса. Освоение произведения младшими школьниками велось в единстве классной и внеклассной музыкальной работы. Нужно сказать, что эскизное исполнение оперы понимается как театрализация наиболее важных, ключевых сцен, отражающих драматургию произведения, логически взаимосвязанных между собой.
Обращение к столь непростому и серьезному сюжету осложнил тот факт, что всем героям нужно было проявить свои музыкальные способности, исполняя вокальные партии: хоровые сцены, ансамбли, сольные номера, независимо от уровня музыкального развития ребенка. Поэтому была проведена большая работа над вокалом и с солистами, и с участниками массовых сцен.
Большую помощь в подготовке спектакля оказали родители, взяв на себя оформление сцены и создание костюмов, многие из которых стали «шедеврами» ручной работы. Опера на школьной сцене имела большой успех. Самим исполнителям «Иван Сусанин» очень понравился, полюбилась музыка Глинки, ребята часто ее поют, даже за стенами школы.
В настоящее время, к сожалению, не у всех детей есть возможность получить дополнительное образование в студиях, кружках, секциях. Это объясняется занятостью родителей, финансовыми проблемами, слабым здоровьем детей и другими причинами. Где же тогда можно развивать творческие способности? Ответ один. В школе. И самым действенным способом в реализации этого вопроса я считаю именно постановку спектаклей. Что дает это детям?
- веру в свои силы и возможности;
- развитие коммуникативных и речевых качеств;
- формирование социальных компетенций — овладение навыками презентации и самопрезентации, выступления перед разной аудиторией, навыками дисциплины и самодисциплины;
- воспитание самостоятельности, ответственности, толерантности;
- воплощение в роли своей точки зрения, своего мнения;
- возможность «прожить» судьбу своего героя, развивая эмоциональную сферу;
- познание процесса театральной работы помогает понять сложность подготовки спектакля, оценить работу актера на сцене, осознать истинную ценность театрального искусства;
- изучение русской героико-патриотической оперы младшими школьниками служит повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, особенно в сфере патриотического воспитания учащихся;
- приобщение к культурным ценностям своей страны, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у учащихся гражданской идентичности.
Погружение в живую реальность оперной музыки увлекает детей, вызывает положительные эмоции, развивает воображение, память, внимание, мышление, а активный, деятельностный подход к изучению такого сложного музыкального жанра несет еще и здоровьесберегающую функцию.
Мои ученики всегда с интересом и энтузиазмом принимают участие в творческих мероприятиях, спрашивают, когда будет следующее. Такое желание реализовать себя, показать свои способности — главная движущая сила в развитии личности. «Не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами». А значит, творчество можно развивать в любом ребенке.
Отмечу, что это очень трудоемкий процесс, требующий огромного терпения, такта, доброжелательности и собственного примера учителя. Однако, театрализация дает качественно новый уровень развития личности и способностей ребенка, формирует у него универсальные учебные действия, что соответствует требованиям ФГОС второго поколения.
Об авторе: Кузоватова Регина Викторовна, учитель начальных классов и музыки, МБОУ СОШ №33.
2012 г.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.