Чабан Ольга Евсеевна, 23.09.2014 0

Планирование работы по инновационной форме взаимодействия ДОУ с семьей


В условиях информационного общества и связанных с этими изменениями требования к образованию и воспитанию, изменяются принципы организации деятельности дошкольных образовательных учреждений. Теперь, в условиях «информационного взрыва», необходимо создание у ребенка крепких духовно-нравственных ориентиров наряду с формированием ключевых компетенций. В этой связи создание единого воспитательного пространства в семье и в детском саду приобретает особенную значимость. На осознании этого построены формы и методы инновационного взаимодействия ДОУ с семьей.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В условиях современного мира, где повсеместно распространены средства массовой коммуникации, возможно создание виртуального пространства для взаимодействия между родителями воспитанников детского сада и педагогами ДОУ. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Именно отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом. Рассмотрим некоторые возможности виртуальной среды для осуществления работы по инновационной форме воздействия ДОУ с семьей.

  • сайт ДОУ. Практически все современные учебные заведения имеют свои сайты, где представлены программы, по которым ведется работа в группах, сообщаются сведения о педагогах, размещены некоторые материалы по дошкольной педагогике. Гораздо реже на сайте ДОУ есть форумы для общения между администрацией и педагогами детского сада и родителями (как правило существует гостевая книга, однако данная форма не позволяет систематизировать обсуждения по теме, возрасту, группам), практически не представлены блоги воспитателей и крайне редко присутствует форма для консультации.  
  • группа в социальных сетях. Большинство современных родителей имеют аккаунты в социальных сетях, например ВКонтате или в Живом Журнале. Создание группы или сообщества, посвященного определенной группе детского сада, может существенно повысить эффективность взаимодействия между родителями и педагогами. Поскольку новости в социальных сетях просматриваются регулярно, в этом случае родителям воспитанников не придется открывать отдельно сайт детского сада и искать там соответствующую вкладку – они получат новости оперативно, в рамках своей обычной деятельности.
  • проведение вебинаров и голосовых конференций при помощи программы Скайп. Большинство пользователей интернета имеют возможности для инсталляции и использования программы Cкайп, предназначенной для голосового общения. Программа позволяет проводить коллективные обсуждения актуальных проблем и просто общаться между собой. 

Достоинствами виртуального взаимодействия воспитателя и родителей детей, посещающих детский сад, являются следующие ключевые для современного человека факторы:

  • экономия времени участников беседы;
  • нерегламентированность, т.е. отсутствие психологического барьера между педагогом и родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
  • оперативность контакта;
  • возможность возвращения к высказанным идеям посредством изучения истории сообщений или записи диалога.

Вышеперечисленные формы взаимодействия семьи и детского сада не требуют от родителей воспитанников коллективной организации: просмотреть новости в социальной сети родители могут в удобное время, например в обеденный перерыв на работе или со своего мобильного телефона в транспорте. Реакция на новость или участие в обсуждении может быть начато и прекращено в любой момент. При этом группа социальной сети или сообщество предпочтительнее личного блога преподавателя или форума на сайте ДОУ, поскольку предполагает равноправное участие зарегистрированных пользователей.

Список литературы
1. Чернова Ж., Шпаковская Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России// Laboratorium .-2010.- №3.- С. 19-43.
2. Хоменко И.А. Семейное воспитание как актуальная научно-педагогическая проблема // ЗПУ . -2010.- №2.- С.167-171.
3. Шпаковская Л.Л. Дискурсивные практики родительства: политические вызовы и актуальные проблемы// Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология.- 2013.- №1 (21).- С.236-248.
4. Беляева М.А. Девиантное родительство в контексте репродуктивной культуры современной семьи// ЗПУ.- 2012.- №3.- С.207-212.
5. Соснина Н.В., Старобина Е.М. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей// ЧиО .- 2010.- №4.- С.25-29.
6. Сидорова О.А. Реализация контекстного подхода и андрагогических принципов в работе с родителями будущих первоклассников// ЧиО.- 2012.- №2.- С.183-188.
7. Корчагина Л.М. Региональные аспекты социальной работы с семьей// Вестник Рязанского Государственного Университета Им. С.А.Есенина. - 2011.- №30.- С.19-24.
8. Ефремова О.С. Концепция демографической политики РФ до 2015 года// Саратовский Научно-Медицинский Журнал .- 2007.- №1.- С. 95-98.
9. Градскова Ю. Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения дошкольного воспитания в интернет-форумах// Laboratorium.- 2010.- №3.- С. 44-57.
10. Иваненко М.А. К вопросу о взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей// Педагогическое Образование В России.- 2013.- №5.- С.30-33.
11. Фирсова И.Б. Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей по вопросу развития речи ребенка// Специальное Образование.- 2012.- №3 (27).- С.122-129.
12. Дамбаева Б.Б., Кимова С.З. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения как механизм обеспечения социальной безопасности детей в современных социокультурных условиях// Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа.- 2013.- №4 (51).- С.159-164.
13. Гаспринская А.А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования// Труды СПбГУКИ.- 2013.- С.171-183.
14. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей// Национальный Психологический Журнал.- 2011.- №1.- С.111-118.
15. Потаповская О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант социокультурной традиции// Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология.- 2013.- №28 (1).- С.27-50.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (Дата обращения: 10.05.2014).
17. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы// [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409 (Дата обращения: 10.05.2014).
18. Твердохлебова Н.М. Взаимодействие детского сада и семьи по укреплению физического здоровья детей// [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/571047/ (Дата обращения: 10.05.2014). 

Сохранена орфография и пунктуация автора.

Фото: Афанасьичева Екатерина

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?